Материалы

ФАРФОР ХУДО­ЖЕ­С­ТВЕННЫЙ, худ. изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, просвечивающие в тонком слое, без пор, звонкие; вид керамики художественной. Белый матовый фарфор (бисквит) используется при создании худ. изделий и, как правило, покрывается глазурью. В произв. Ф.х. (малая плас­тика, вазы, сервизы, блюда, подсвечники, де­кор. сосуды, панно, объёмы, рельефы и др.) художники применяют традиц. приёмы декорирования (ручная кистевая роспись, тонирование, поливы, люстр, золочение и др.) и авторские техники.

В проф. декоратив­но‑прикладном искусстве Башкортостана первыми произв. Ф.х. являются созданные Т.П.Нечаевой статуэтки из фарфора, изображающие солистов Ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова: “Танцовщица Т.Худайбердина” (1954), “Танец с платком” (обе — надглазурная роспись), “Танец трёх братьев” (подглазурная и надглазурная роспись; обе — 1955), вопло­щающие жизнерадостность и яркий нар. темперамент; колористич. насыщенность, контрастность гармонично сочетаются в них с динамичной пластикой.

В 60—70‑е гг. преим. в области Ф.х. работает керамист Ф.У.Усма­нова, проф. деят‑сть к‑рой связана с Творческо-производственным комбинатом. В своих произв. она интерпретирует цветовые сочетания, характерные для традиц. декор.-прикладного иск‑ва Башкортостана, впервые вводит элементы баш. орнамента при оформлении сервиза “Восточный” (1972; фарфор, надглазурная роспись, золото); создаёт также произв. малой пластики.

С сер. 70‑х гг. в области Ф.х. работает Л.А.Госачинская, к‑рая делает осн. акцент в произв. на пластическую выразительность, не перегружая цветовым многообразием: скульптурные композиции “Двое из Туймазов” (фарфор, соли; подглазурная роспись, люстр), «Комические персонажи из спектакля “Дон Сезар де Базан”» (фарфор, надглазурная роспись, люстр; обе — 1987); малая пластика “Художник Т.П.Не­чаева”, 1988; фарфор, подглазурная роспись).

В кон. 80‑х — 90‑е гг. заметным явлением в Ф.х. стали произв. М.Б.Нелюбиной: изображения, декорирующие поверхности изделий, стилистически близки наброску, офорту (см. Графика). Особое значение имеют белый фон, изящные тонкие линии и штриховка, сдержанный колорит, часто — фрагментарность композиции: ваза “Морская элегия” (1994; фарфор, бисквит, подглазурная и надглазурная роспись), сервиз “Волшебная зима” (1994; фарфор, бис­квит, пигменты, подглазурная роспись, люстр).

Л.Н.Галеева на раннем этапе тв‑ва преим. работает с авторской фарфоровой массой и обращается к пластике малых форм, её произв., воплощающие причудливые сказочные и фантазийные образы, содержат черты гротеска, отличаются тщательно проработанными деталями, оригинальным фактурным декором поверхностей: серии “Бабочки”, “Светский раут”, “Восточная”, “Забавные человечки” (все — 1993—2000, тонировка).

В области Ф.х. также работают керамисты, проф. деят‑сть к‑рых связана с ОАО “Туймазинский фарфор”: И.Б. и Е.А. Котельниковы, соз­давшие декор. скульптурную компо­зицию “Сабантуй” (1990—95; фарфор, надглазурная роспись, люстр), Х.Н.Латыпов — композицию из декор. кувшинов “Пластика” (1993; фарфор, надглазурная роспись), И.А.Николаева — блюда “Сон” (триптих, 1996; фарфор, бисквит, пигменты, подглазурная роспись), панно “Натюрморт с окном” (1997; фарфор, пигменты, золото, надглазурная роспись); с Октябрьским заводом керамической плитки и фарфоровых изделий: В.Д.Кузнецова — чайные сервизы “Цветок курая”, “Осенний вечер” (фарфор, подглазурная роспись), В.И.Кузнецов — скульптурную композицию “Счастливое детство” (в соавт. с Кузнецовой), Д.В.Юсупов — малую пластику “Большая семья”, “Добро пожаловать”, “Материнство”, композицию “Башкирская мадонна” (все — фарфор, надглазурная роспись; 70‑е — нач. 80‑х гг.) и др.

В тв‑ве керамистов Л.Н.Вульф­­сона, М.Н.Гульченко, В.Г.Деркач, И.В.Таран, М.Ф.Тарана и др. фарфор используется наряду с др. материалами в смешанных техниках, в качестве покрытия худ. изделий (из шамота, фаянса и др.).

Изделия баш. Ф.х. экспонировались на 1‑й (1997), 2‑й (2002) и 3‑й (2008) респ. выставках проф. декор.-прикладного иск‑ва Башкортостана, разл. респ., зональных, всерос. и заруб., а также персональных выставках художников. Произв. Ф.х. находятся в коллекциях БГХМ, галерей художественных, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Лит.: Янбухтина А.Г. Башкирские сувениры. Уфа, 1982; её же. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006; Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкорто­стана: кат. 1—3 респ. выст. Уфа, 1997—2008.

А.Е.Григорьева


Виды декоративно-прикладного искусства

КЕРАМИКА

КЕРАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Яндекс.Метрика