Материалы

ТУЛПАР (толпар), в баш. мифологии крылатый конь. Персонаж сказок (“Алпамыша батыр” — “Алпамыша‑батыр”, “Алмабатыр менән Алмабикә” — “Алмабатыр и Алмабикэ”, “Таҙ батыр” — “Таз‑батыр” и др.), эпосов (“Алдар менэн Зухра”, “Кузыйкурпяс менэн Маянхылу”, “Коблан‑батыр” и др.). Родоначальником Т. является Акбузат. Согл. легенде “Тәүге толпарҙар” (“Первые богатырские кони‑тулпары”), Т. вышли из подводного мира; в нек‑рых сказках герой овладевает конём побеждённого дию (“Ҡыран батыр” — “Кыран батыр”) или добывает его в подземном царстве (“Таң батыр” — “Тан‑батыр”). Может быть разл. мастей: серо‑белой, вороной, сивой, гнедой и т.д. Т. первым откликается на звон узды при выборе героем коня в табуне. Вначале представляется невзрачным и хилым, но как только батыр оседлает его, конь приобретает богатырский вид. При расставании с ним хозяин, по совету Т., выдёргивает неск. волосков из его гривы или хвоста, при сожжении к‑рых тот снова предстаёт перед ним. Т. помогает герою преодолевать труднейшие препятствия, огромные расстояния и др. По баш. поверьям, если посторонний человек увидит крылья Т. (находятся на спине, по др. поверьям, — на ногах), конь погибнет, поэтому Т. держат вдали от людей (предание “Кейәүташ” — “Кияу‑таш — Камень жениха”). Почитание Т. нашло отражение в нек‑рых баш. топонимах: Тулпарбасканташ (от баш. толпар баҫҡан таш — камень, на который наступил тулпар), Турат сагылы (турат сағылы — косогор гнедого тулпара) и др. Бытует в мифологии мн. тюркоязычных народов.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 2‑се т. Риүәйәттәр, легендалар. Өфө, 1997; Башҡорт халыҡ ижады. 3‑сө т. Эпос. Өфө, 1998; Йәшәгән, ти, батырҙар: башҡорт халыҡ әкиәттәре. Өфө, 2005.

 Л.Н.Абдрахманова, Г.Р.Хусаинова


Персонажи башкирской мифологии

Яндекс.Метрика