Материалы

“ТУРАТ САГЫЛЫ” (“Турат сағылы” — “Косогор гнедого коня”, “Гнедой конь”), баш. нар. наигрыш. Впервые записан А.С.Ключарёвым в сер. 30‑х гг. 20 в., вошёл в рукописный сб. “50 башкирских народных инструментальных пьес и наигрышей для курая”, варианты опубликованы в кн.“Башкорт халк йырдары” в записи Х.Ф.Ахметова, Л.Н.Лебединского. Варианты “Т.с.” записаны К.М.Дияровым, Ф.Х.Камаевым, Р.С.Сулеймановым. Наигрыш маршевого характера.

Исполнение “Т.с.” предваряется легендой, имеющей неск. вариантов. В одном из них, записанном К.Аралбаем в 1967 в Хайбуллинском р‑не БАССР от М.Ильясова и С.Каримова, повествуется о джигите, тщетно оберегавшем от завистников своего любимого тулпара. Приехав к невесте, он оставляет его на косогоре, но от любопытных взглядов родственниц невесты конь погибает. Джигит оплакивает своего друга и сочиняет мелодию, к‑рую стали называть “Т.с.”. В др. варианте легенды, записанном Ю.Гареем в 1969 в д.Илячево Хайбуллинского р‑на от Т.Кунаккасова, джигит гибнет по дороге домой, его невеста, узнав об этом, бросается в воду. В основе сюжета “Т.с.” — запрет показывать тотем представителям чужого рода и неразрывная связь воина и его коня, при к‑рой гибель одного из них влечёт за собой смерть другого (см. Коня культ). Тема наигрыша, имеющего 2‑частную вариац. форму (см. Вариации), основана на вступительной ладовой ячейке интервалом в большую терцию. Мелодия представляет собой период из 2 предложений, последнее из к‑рых выделяется переменной 7‑й ступенью.

Среди исполнителей А.М.Аиткулов, С.Г.Бараков, Ю.И.Гайнетдинов, Дильмухаметовы, Дияров, С.Исканьяров, Г.З.Сулейманов. Существовала также песня “Т.с.”, о чём свидетельствует поэтич. текст, записанный Ю.Гареем.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. Риүәйәттәр,легендалар. Өфө, 1980.

Л.К.Сальманова

ДИЛЬМУХАМЕТОВ Сайфулла Ишгалиевич   Аудио

СУЛЕЙМАНОВ Гата Зулькафилович   Аудио

Башкирские наигрыши

Нотная запись мелодии

 

Яндекс.Метрика