Материалы

УМЕТБАЕВ Мухаметсалим Ишмухаметович [21.8.1841, д.Ибрагимово Уфим. у. Оренб. губ. (Кармаскалинский р‑н РБ) — 28.6.1907, там же], баш. поэт‑просветитель, переводчик, филолог, этнограф, обществ. деятель, публицист. Титулярный советник (1892). Из рода Уметбаевых. Нач. образование получил в медресе в родной деревне, учился в Неплюевском кадетском корпусе (1852—60). Владел тюрки, рус., араб., перс., франц. языками. С 1860 переводчик в 25-м кантоне; с 1864 писарь мирового посредника, с 1869 старшина Юмран-Табынской вол. Уфим. уезда одноим. губ., с 1879 преподаватель Стерлитамакского медресе, с 1880 переводчик в Оренбургском магометанском духовном собрании, с 1899 в отставке. Науч. лит. наследие У. многогранно. Его науч. труды, поэзия и публицистика сыграли большую роль в формировании баш. просветительства как последоват. и системного идеол. явления. В стих. “Үткән заманда башҡорт ҡыҙҙарының оҙатылыуы” (“Как в старину провожали девушек-башкирок”), “Үткән ғүмер, ҡалған хәтер...” (“Прошедшая жизнь”), “Йомран иле” (“Юмранский род”) и др. отражены настоящее и ист. прошлое башкир, их обычаи, материальная и духовная культура. Значит. часть поэзии У. составляет интимная лирика, где поэт стремится решить тему любви в филос. плане, связывая её с концепцией личности вообще: “Дуҫҡа” (“Другу”), “Бер ҡалала гүзәл күрҙем” (“В одном городе видел я красавицу”) и др. В басне “Ҡайыш илә йүкә” (1897; “Ремень и лыко”) показан классовый антагонизм в об‑ве. В стих. “Ниғмәт шәриф” (“Благоденствие”), “Васыят вә нәсихәт” (“Завещание и назидание”), “Нәсихәт” (“Назидание”), “Илаған бала” (“Плачущий ребёнок”), “Таж кейгән көнө” (“В день коронации”) и др. тесно переплетаются филос., этич. и религ. воззрения, монархич. взгляды. Перевёл с рус. и вост. языков на тюрки популярные брошюры, разл. науч. статьи, образцы восточной литературы, произв. А.С.Пушкина “Романс” (“Бәхетһеҙ ғишыҡ”), “Наслаждение” (“Шатлыҡ хыялы”), “Делибаш”, “Бахчисарайский фонтан” (“Баҡсаһарай фонтаны”; все — 1901), также “Краткое мусульманское законоведение” (“Мохтасар аль-викая мукаддамасе”, 1890); на рус. яз. — образцы баш., тат., араб., турец. фольклора, собств. научные труды, стих. и публицистич. произведения. Кн.“Татар нәхүсенең мохтасары” (1901; “Краткая татарская грамматика”), составл. с использованием материалов из нар.-разг. башкирского языка и татарского языка, отличается от дорев. грамматик прежде всего ориентацией в пользу русской (а не арабской) грамматич. традиции. У. первым разработал лингв. терминологию баш. языка. Составил “Фарсы-рус һүҙлеге” (1882; “Персидско-русский словарь”), “Фарсы-татар-рус һүҙлеге” (1886; “Персидско-татарско-русский словарь”) и др. В работах “Башкиры” (1876, опубл. в 1979; в баш. пер. “Башҡорттар”, 1979), “Материалы к истории города Уфы” (1886, не опубл.; в баш. пер. “Өфө тарихына ҡағылышлы материалдар”, 1984) изложены нек‑рые наблюдения по фольклору, дана подробная характеристика жанров уляна, ист. песни. У. записал и опубликовал отрывок из эпоса “Идукай менэн Мурадым”, баш. пословицы, поговорки и загадки. Внёс значит. вклад в разработку истории Башкортостана и баш. народа с древнейших времён до кон. 19 в. В публицистич. произв. [“Богатеет или разоряется народ” (1897, не опубл.; в баш. пер. “Халыҡ байыймы әллә ярлыланамы", 1984), “Общественные порядки" (1898, не опубл.; в баш. пер. “Йәмғиәт тәртиптәре", 1975), “Өршәк күпере" (опубл. в 1984; “Уршакский мост”) и др.] выступал против шовинистич., дискриминац. политики царизма, за свободное и всестороннее развитие культур всех народов России на основе равноправия и братского содружества. В ист.-этногр. очерках “Башҡорт халҡының аҡ һәм ҡара көндәре” (“Светлые и мрачные дни башкирского народа”), “Кесе Табын халҡының насәбнамәһе” (“Родословная Кесе-Табынского рода”, оба — 1897), “1755 йылғы башҡорттар восстаниеһы хаҡында” (1903, опубл. в 1984; “О башкирском восстании 1755 года”), “Башкирский курут” (1880, не опубл.; в баш. пер. “Башҡорт ҡорото”, 1984) и др. освещены вопросы этногенеза, этнонимии, территории расселения, родоплеменной организации башкир, хозяйства, соц.-экон. отношений и др. Собранные У. материалы по фольклору и этнографии башкир были опубликованы в “Справочной книжке Уфимской губернии” (1883). Ист. очерки, статьи, саяхатнаме, стихи, переводы У. вошли в его кн.“Ядкар”. Произв. хранятся в Научном архиве УНЦ РАН. С 1883 член Оренб. отдела Русского географического общества, в 1887—89 состоял в комиссии Мин-ва внутр. дел по спорным вакуфным делам (см. Вакуф) в Крыму. У. вёл работу гласного в Уфим. уездном земском собрании, являлся членом комиссии по празднованию 300-летия Уфы (1886), 100-летия со дня рождения Пушкина (1899). Награждён орд. Св. Станислава 3-й ст., 2 серебр. и бронзовой медалями. В родной деревне действует музей М. Уметбаева. АН РБ (1999), администрацией Кармаскалинского р-на (2005) учреждены премии его имени.

Соч.: Йәдкәр: шиғырҙар, публицистик яҙмалар, тәржемәләр, халыҡ ижады өлгөләре, тарихи-этнографик яҙмалар. Өфө, 1984; Шиғырҙар. Өфө, 2001.

Лит.: Ҡунафин Ғ.С. Мәғрифәтсе һәм әҙип М.Өмөтбаев. Өфө, 1991; Хөсәйенов Ғ.Б. М.Өмөтбаев: тарихи-биографик китап. Өфө, 1991.

Г.С.Кунафин


УМЕТБАЕВА М. МУЗЕЙ

“ЯДКАР”, книга М.И.Уметбаева

Яндекс.Метрика