Материалы

ФАНТАСТИКА (от греч. phantasti­keј — искусство воображать) в художественной литературе, форма отображения мира, при к‑рой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая с ними (“сверхъестественная”, “чудесная”) картина Вселенной. Для Ф. свойственны высокая степень условности, откровенное на­рушение реальных логич. связей и за­кономерностей, естеств. пропорций и форм изображаемого объекта. В фантастич. картине мира воплощаются преображённые формы реального — соц. и духовного — человеч. бытия. Худ. эффект фантастич. образа достигается за счёт резкого отталкивания от эмпирич. действительности, поэтому в основе всякого фантастич. произв. лежит оппозиция фантастич. и реального. Истоки Ф. — в мифотворч. народно-поэтич. сознании (см. Мифология), фантастич. представления лежат в основе сказок, быличек, легенд, героич. эпосов. Ф. эволюционирует вместе с раз­витием лит‑ры, свободно сочетаясь с разл. методами изображения идей, страстей и событий.

В башкирской литературе Ф. в осн. направлена на осмысление сути человеч. жизни и мироздания, стремление постичь сущность человека и понять его взаимосвязь с Космосом. В повести М.К.Аглиуллина “Йы­лансая мажаралары” (1981; “Приклю­чения Елансаи”) изображена жизнь людей на Юж. Урале в доисторич. времена. В произв. Ф.Ф.Акбулато­вой, вошедших в сб. “Зәңгәр ҡаялар” (1997; “Голубые скалы”), напряжённый сюжет и фантасмагорич. события помогают решать морально‑нравств. проблемы. В фантастическо-приключенч. повестях Н.Га­ит­бая “Ҡара ҡумта” (“Чёрный ящик”), “Хушлашыу” (“Прощание”), “Сит планетала” (“На чужой планете”; все – 1990), “Ҡара ҡумта—2” (“Чёрный ящик–2”), “Эҙәрләү” (“Погоня”), «“Ҡарсыға” менән алыш» («Схватка с “Ястребом”»; все — 1993) описываются взаимоотношения ино­планетянки Амили с землянами. Ф.А.Исхакова придаёт науч. гипотезе худ. форму и выражает её в образах: роман “Кеше—күсермә” (“Че­ловек—отражение”), повесть “Таң алдынан ҡайтырмын” (“Вернусь на рассвете”), рассказы “Бүрегә һунар” (“Охота на волка”; все — 1996), “Тере таш” (2003; “Живой камень”) и др. В повести А.Ш.Магазова “Эҙләр инем, эҙең юҡ” (1990; “По затерянному следу”) события наст. времени красочно сплелись с будущим; героям присуща искренность взаимоотношений, стремление к справедливости. Повести К.М.Хамитова “Сер­ле сигналдар эҙенән” (1971; “По следам таинственных сигналов”), Б.З.Рафикова “Лоулла” (1981; на баш. яз.), “Йыһан азаматтары” (“Аза­маты Вселенной”), “Һуҡайлының һуң­ғы байрамы” (“Последний праздник Сукайлы”; оба – 1987) повествуют о людях, странствующих в Космосе и открывающих новые миры. Повесть С.Я.Салимгареева “Еңелмәҫ Яныш” (1997; “Непобедимый Яныш”) рассказывает об увлекательных приклю­чениях робота Яныша. В рассказах и повестях А.Утябая, вошедших в сб.“Һағыныу” (1992; “Ностальгия”), лирич. раздумья переплетены с фантастич. восприятием мира. В дра­матургии Ф. представлена драмой Ф.М.Булякова “Бибинур, ах, Бибинур” (1995), к‑рая построена на фан­тасмагории, смешении реального и вы­мысла; выдуманный мир помогает герою глубже понять происходящее в действительности.

Ф. (фантастическое) как элемент худ. текста или худ. приём может иметь место в произв. любых жанров, напр., сказ З.А.Биишевой “Мөхәббәт һәм нәфрәт” (1964; в рус. пер. “Любовь и ненависть”, 1988), автобиогр. повесть М.Карима “Оҙон-оҙаҡ бала саҡ” (1976; в рус. пер. “Долгое-долгое детство”, 1977) и др.

Ф.А.Исхакова, М.Р.Сынбулатова

 

ПРОЗА башкирская

ФОЛЬКЛОР

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика