Материалы

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА Башкирский государственный. Находится в Уфе. Открыт 14 дек. 1938 как Баш. гос. оперный театр, с 1941 совр. название. Первый худ. рук. и гл. дирижёр — П.М.Славинский, гл. реж. и дир. — Б.Г.Имашев, балетмейстер — Н.Г.Зайцев, гл. худ. — Н.В.Ситников, гл. хормейстер — Н.А.Болотов. Первый оперный спектакль — “Прекрасная мельничиха”. Основу оперной труппы составили выпускники Башкирской студии при Московской консерватории им. П.И.Чайковского: Б.Н.Валеева, Ш.В.Валиахметова, М.Я.Габдрахманова, Х.Л.Галимов, В.Н.Галкин, З.З.Ильбаева, О.Я.Калинина-Сыртланова, М.Ф.Максютова, Г.С.Хабибуллин. Оркестр и хор были сформированы из выпускников Баш. муз. уч‑ща (см. Искусств училище). Постановку спектаклей также осуществлял К.В.Матсон, танцев — Ф.А.Гаскаров. Репертуар включал произв. заруб. и отеч. композиторов: муз. комедия “Аршин мал алан” У.А.Гаджибекова, оперы “Фауст” Ш.Гуно, “Евгений Онегин” П.И.Чайковского, “Тайный брак” Д.Чимарозы, “Ир-Тарғын” (“Ер-Таргын”) Е.Г.Брусиловского, “Качкын” Н.Г.Жиганова (все — 1939), “Риголетто” и “Травиата” Дж.Верди, “Мәргән” (“Мэргэн”) А.А.Эйхенвальда, “Русалка” А.С.Даргомыжского (все — 1940) и др. В 1940 состоялась премьера первой баш. оперы “Һаҡмар” (“Хакмар”) М.М.Валеева. Оперную труппу пополнили актёры М.А.Ахметзянова, З.А.Бутакова, П.И.Гамов, З.Н.Гайнутдинова, Х.И.Кудашев, Ш.А.Месягутов, А.А.Палышева, С.Г.Русинов, М.Г.Салигаскарова, Г.З.Сулейманов, А.В.Сутягин, С.Д.Хуснуяров, М.Х.Хисматуллин, А.С.Шаймуратова и др.

Значит. влияние на становление и развитие баш. оперы оказали композиторы Н.И.Пейко, А.Э.Спадавеккиа, Л.Б.Степанов, Н.К.Чемберджи и Эйхенвальд, приглашённые в Уфу Пр‑вом респ. для подготовки к Декаде башкирской литературы и искусства. В 1941 в т‑ре была организована балетная труппа (см. Балет) из выпускников хореогр. отделения Баш. техникума иск‑в и баш. отделения Ленингр. хореогр. уч‑ща (З.Н.Бахтиярова, Р.Н.Дербишева, З.А.Насретдинова, Ф.М.Саттаров, Х.Г.Сафиуллин). Первая балетная постановка — “Коппелия”. В 40‑е гг. труппу пополнили танцовщики Ф.Н.Ахметшин, Н.М.Аюханов, Н.Г.Валитова, Х.Ф.Мустаев, Г.Г.Сулейманова, М.А.Тагирова, Г.Г.Хафизова, Т.Ш.Худайбердина, Н.Д.Юлтыева, Ф.С.Юсупов и др.

В 1941—42 на сцене БГТОиБ выступали эвакуиров. артисты Киевского т‑ра оперы и балета Укр. ССР им. Т.Г.Шевченко: дирижёры В.Я.Йориш, Я.А.Розенштейн, режиссёры В.Д.Манзий, Н.В.Смолич, Д.Н.Смолич, А.А.Колодуб; балетмейстер С.Н.Сергеев, солисты оперы М.П.Бем, З.М.Гайдай, А.А.Иванов, К.А.Лаптев, М.И.Литвиненко-Вольгемут, И.И.Масленникова, И.С.Паторжинский, Л.А.Руденко; танцовщики А.И.Васильева, З.М.Лурье, А.А.Соболь и др. Осуществлены постановки опер “Запорожец за Дунаем” С.С.Гулак-Артемовского, “Севильский цирюльник” Дж.Россини, “Кармен” Ж.Бизе, “Паяцы” Р.Леонкавалло (все —1941), “Иван Сусанин” М.И.Глинки (1942), “Аида” Верди (1943), “Дубровский” Э.Ф.Направника, “Чио-Чио-сан” Дж.Пуччини (обе — 1944), “Пиковая дама” Чайковского (1945); оперетты “Корневильские колокола” Р.Планкетта (1943); балета “Журавлиная песнь”. В репертуаре театра появились нац. оперы, бол‑во из к‑рых создано в сотрудничестве молодых баш. композиторов и видных деятелей рус. и укр. муз. культуры. Возникли новые образные сферы, жанры, приёмы композиторской техники, в музыке произошло объединение классич. традиций и нац. специфики: “Ҡарлуғас” (“Карлугас”) Чемберджи (1941), “Акбузат”, “Айһылыу” (“Айхылу”) Пейко и Валеева, “Ватан өсөн” (“За Родину!”) Х.К.Ибрагимова и Ф.Е.Козицкого (обе — 1943), “Ашҡаҙар” (“Ашкадар”) Эйхенвальда (1944).

В послевоен. период артисты БГТОиБ гастролировали за рубежом: в Болгарии, Великобритании, Индии, Китае, Монголии, Норвегии, Судане, Франции, Эфиопии и др. В 1955 театр участвовал в Декаде баш. лит‑ры и иск‑ва в Москве.

В 40—50‑е гг. в т‑ре работали дирижёры Л.Н.Инсаров, М.П.Карпов, А.Ф.Ковальский, О.М.Райцын, Г.А.Столяров, Х.В.Фазлуллин; режиссёры К.Г.Бакиров, Е.А.Брилль, А.С.Григорин, Имашев, К.Н.Рушев, В.У.Серков, В.А.Титов, Г.А.Хабибуллин, Г.Т.Шаповалов; балетмейстеры Н.А.Анисимова, Е.К.Войтович, Гаскаров, Мустаев; сценографы М.Н.Арсланов, М.В.Беспалова, Г.Ш.Имашева. На сцене поставлены баш. опера “Азат” Р.А.Муртазина (1949), балет “Горная быль” А.С.Ключарёва; отеч. и заруб. оперы: “Алтынсәс” (“Золотоволосая”) Жиганова (1946), “Царская невеста” (1947) и “Майская ночь” (1952) Н.А.Римского-Корсакова, “Демон” А.Г.Рубинштейна, “Тоска” Пуччини (обе — 1948), “Ромео и Джульетта” Гуно (1949), “Мазепа” (1950) и “Иоланта” (1952) Чайковского, “Князь Игорь” А.П.Бородина (1951), “Алеко” С.В.Рахманинова (1953), “Лакме” Л.Делиба, “Юность” М.И.Чулаки, “Тихий Дон” И.И.Дзержинского (все — 1956), “В бурю” Т.Н.Хренникова (1957); оперетты: “Цыганский барон” И.Кальмана (1949), “Летучая мышь” И.Штрауса (1950); балеты: “Бахчисарайский фонтан” Б.В.Асафьева (1945), “Зюгра” Жиганова, “Лебединое озеро” Чайковского (оба — 1947), “Красный мак” Р.М.Глиэра (1949), “Лауренсия” А.А.Крейна (1951), “Шехерезада” Римского-Корсакова (1953), “Эсмеральда” Ч.Пуньи (1954), “Тщетная предосторожность” П.Гертеля (1955); спектакли для детей: “Конёк-Горбунок” Пуньи (1950), “Доктор Айболит” И.В.Морозова (1952).

Во 2‑й пол. 50‑х — нач. 60‑х гг. появились новые муз. традиции, получило развитие музыкальное образование. Были поставлены балеты “Горный орёл”, “Гульназира”, “Люблю тебя, жизнь”, “Черноликие” Х.Ш.Заимова и А.Г.Чугаева (1965), оперы “Агидель тулкындары”, “Дауыл”, “Салават Юлаев”, “Шаура”.

В 50—80‑е гг. в т‑ре появилась плеяда выдающихся солистов балета: А.С.Бикчурин, В.Х.Галимова, Р.Г.Зарипов, З.Х.Ильясова, Л.С.Куватова, Ф.М.Нафикова, Ш.А.Терегулов, Ю.Г.Ушанов, И.Х.Хабиров, Л.В.Шапкина и др.; оперных солистов: Н.З.Абдеев, Н.Х.Аллаярова, П.Н.Аникиенко, Л.Г.Ахметзянова, М.А.Артемьев, С.А.Аскаров, Р.А.Башаров, Н.И.Бызина, М.Г.Галеев, С.К.Галимова, Р.А.Гареев, И.Г.Ивашков, Б.С.Кокурин, Р.Ф.Кучуков, Х.З.Мазитов, О.Н.Полянский, Ж.Г.Рахматуллина, Г.С.Родионов, Т.Ф.Сагитов, П.М.Токарев, Б.Я.Торик, М.И.Труевцев, З.А.Фархутдинова, Г.В.Халдеева и др. В т‑ре работали дирижёры Г.Г.Александров, И.М.Альтерман, Ю.П.Анисичкин, О.М.Белунцов, Я.А.Вощак, Г.Л.Ержемский, Г.И.Комаровский, Г.Х.Муталов, В.Д.Руттер, Н.Г.Сабитов, Е.Б.Терентьев, И.А.Ульянов; режиссёры А.Н.Бакалейников, Р.А.Валиуллин, Р.М.Галеев, Ш.З.Кульборисов, Ш.М.Муртазина, М.М.Хисматуллин; балетмейстеры Л.Е.Бородулин, Б.М.Брускин, С.В.Дречин, В.Х.Пяри, Саттаров, Сафиуллин, Э.Х.Танн, Г.И.Язвинский; сценографы Р.М.Арсланов, Т.Г.Еникеев, В.И.Плекунов, Торик; хормейстеры Л.Х.Исхакова, А.Г.Тихомиров. Поставлены балеты: “Раймонда” А.К.Глазунова (1958), “Голубой Дунай” И.Штрауса (1959), “Дон Кихот” Л.Ф.Минкуса (1960), “Жизель” А.Адана, “Тропою грома” К.А.Караева, “Шопениана” на музыку Ф.Шопена (все — 1961), “Болеро” (1962) и “Наваждение” (1982) М.Равеля, “Ромео и Джульетта” С.С.Прокофьева, “Корсар” Адана (оба — 1964), “Баядерка” Минкуса (1967), “Щелкунчик” Чайковского (1968), “Шурале” Ф.З.Яруллина, “Барышня и хулиган” Д.Д.Шостаковича (оба — 1969), “Спящая красавица” Чайковского (1972), “Кармен-сюита” Бизе — Р.К.Щедрина (1974), “Золушка” Прокофьева (1977), “Сестра Керри” Р.В.Паулса (1981), “Тиль Уленшпигель” на музыку Р.Штрауса (1982), “Пер Гюнт” Э.Грига (1983), “Баллада ночного города” А.Б.Журбина (1989) и др.; баш. — “Страна Айгуль”; “Легенда о курае” (1979) Р.М.Хасанова, “В ночь лунного затмения”; первые баш. спектакли для детей: балеты “Буратино” (1960) и “Мурзилка-космонавт” (1964) Н.Г.Сабитова, “Маугли” М.Х.Ахметова (1975) и опера “Безусый волшебник” Сабитова (1967). Постановки спектаклей осуществляли Гаскаров, Сафиуллин, Хабиров и др.

Значительно расширился оперный репертуар, были поставлены спектакли “Чародейка” Чайковского (1957), “Бал-маскарад” Верди (1958), “Молодая гвардия” Ю.С.Мейтуса, “Трубадур” Верди (оба — 1959), “Искатели жемчуга” Бизе (1961), “Отелло” Верди (1962), “Овод” Спадавеккиа (1963), “Братья Ульяновы” Мейтуса, “Оптимистическая трагедия” А.Н.Холминова (оба — 1967), “Дон Карлос” Верди (1968), “Борис Годунов” М.П.Мусоргского (1971), “Любовный напиток” Г.Доницетти, “Биржан и Сара” М.Т.Тулебаева (оба — 1972), “Сельская честь” П.Масканьи (1974), “Богема” Пуччини (1976), “Моцарт и Сальери” (1979) и “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова, “Служанка-госпожа” Дж.Б.Перголези (обе — 1981), “Скрипка Ротшильда” В.И.Флейшмана (1987) и др. Среди постановок произв. баш. композиторов: “Замандаштар”, “Урал ильселэре”; “Чёрные воды” (1989) С.А.Низаметдинова. Также ставились музыкальные комедии “Ҡоҙаса” (“Свояченица”) З.Г.Исмагилова (1959), “Проделки Майсары” С.А.Юдакова (1961), “Женихи” С.Г.Садыковой и Р.Г.Губайдуллина (1973), “Мөхәббәт ялҡындары” (“Сердца полны любви”) Т.М.Шарипова (1983), оперетты “Цирк зажигает огни” Г.С.Милютина (1964), “Бер ҡабынһа ғашиҡ уты” (“Когда приходит любовь”) Кульборисова (1965), “Марица” (1978) и “Королева чардаша” (1980) И.Кальмана и др. На сцене т‑ра были представлены спектакли для детей: “Терем-теремок” И.С.Польского (1963), “Кошкин дом” П.П.Вальдгардта (1966), “Ай да Балда” Б.П.Кравченко (1978), “Максимка” Б.М.Терентьева (1979), “Бременские музыканты” Г.И.Гладкова (1982), “Липанюшка” Ж.А.Кузнецовой-Стреллы (1984).

В нач. 90‑х гг. балетную труппу т‑ра пополнили выпускники Уфим. хореогр. уч‑ща (см. Хореографический колледж им. Р.Нуреева). По инициативе В.И.Платонова регулярно проводились симф. концерты, получившие признание муз. общественности и широкого круга слушателей. С 1998 в Греческом зале т‑ра проходят “Встречи в музыкальной гостиной”, где исполняются произв. камерной вокальной музыки. В 1990—2013 гл. дирижёры: А.А.Аниханов, А.А.Людмилин, Р.Э.Лютер, А.В.Макаров, Платонов, В.А.Рылов, Р.С.Сулейманов; дирижёры: М.А.Ахмет-Зарипов, Ф.Ф.Идрисов, Г.В.Ким, А.В.Макаров, Р.Н.Сабитов, Р.А.Якупов; гл. режиссёры: Валиуллин, Галеев; худ. рук. балета: Терегулов, Куватова; гл. художник — Р.М.Арсланов, художник — К.Чарыев; гл. хормейстер — Э.Х.Гайфуллина, хормейстер — А.Р.Белогонова. В коллектив вошли солисты оперы: А.А.Абдразаков, И.А.Абдразаков, Я.А.Абдульманов, С.Р.Аргинбаева, Э.Н.Ахметзарипова, Л.Ю.Ахметова, З.Ф.Байбурина, В.В.Белов, И.Ф.Валиев, Х.А.Ижболдин, А.З.Каримова, В.Н.Копытов, Т.С.Мамедова, Н.Е.Маслова, Г.У.Нарынбаева, Т.Л.Никанорова, И.Ю.Романова, Ф.З.Салихов, С.Ф.Сулейманов, Э.М.Фатыхова, А.С.Хамбалеева, Р.А.Хабибуллин, Л.Д.Чекирова, М.С.Шарипов и др.; солисты балета: Р.А.Абушахманов, Д.Ф.Зайнтдинов, Р.Р.Закирова, А.В.Зинов, Т.Н.Краснова, И.И.Маняпов, Г.Г.Мавлюкасова, Р.Р.Мухаметов, Н.В.Олюнин, Р.В.Рыкин, Н.А.Сологуб, Г.Н.Сулейманова, Е.Ю.Фомина, Г.Р.Халитова и др.

В репертуаре БГТОиБ появились новые постановки балетов “Сильфида” Х.Левенсхольда (1991), “Сеньора из Валенсии” Ю.С.Саульского (1992), “Ходжа Насреддин” (1998) и “Аркаим” (2005) Л.З.Исмагиловой, “Прометей” Р.Н.Сабитова (2009), “La marionnette” (“Марионетка”) на муз. И.Ф.Стравинского (2010), опер “Нәркәс” (“Нэркэс”) Х.Ф.Ахметова (1994), “Акмулла”, “В ночь лунного затмения”, “Кахым-туря” (лауреат Рос. нац. театр. премии “Золотая маска” в номинации “Лучшая работа дирижёра”; Москва, 2004), “Memento” (2000) и “Наки” (2009) Низаметдинова, “Волшебная флейта” (2004) , “Дон Жуан” (2007) и “Школа влюблённых, или Так поступают все женщины” (2012) В.А.Моцарта, “Снегурочка” Римского-Корсакова (2005), “Князь Игорь” А.П.Бородина (2010), “Тоска” Пуччини (2012); спектакли для детей: мюзиклы “Золотой цыплёнок” В.Л.Улановского (1990), “День рождения кота Леопольда” Б.И.Савельева (2009), балеты “Белоснежка и семь гномов” К.С.Хачатуряна (2001), “Том Сойер” П.Б.Овсянникова (2008), “Хрустальная туфелька, или Сказка о Золушке” Спадавеккиа (2011). В репертуаре т‑ра 26 опер, 3 оперетты, 1 муз. комедия, 25 балетов и 8 спектаклей для детей (2013).

С 1991 БГТОиБ проводит Междунар. фестиваль оперного иск‑ва “Шаляпинские вечера в Уфе”, с 1993 — Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева. В 1994 состоялся фестиваль “Ирина Архипова представляет” с участием звёзд мировой оперной сцены. В 1993 создан музей театра, с 1998 функционирует зал “Эрмитаж”, где проходят художественные выставки, фотовыставки и др., с 2008 — зал “Р.Нуреев”, в к‑ром представлена коллекция экспонатов, подаренная Междунар. фондом им. Р.Нуреева от имени Пр‑ва Великобритании. С 2010 издаётся газ.“Аксаковский дом”.

БГТОиБ гастролировал по России и за рубежом (Англия, Болгария, Бразилия, Египет, Индия, Италия, Китай, Мексика, Португалия, США, Таиланд, Турция, Франция, Южная Корея и др.).

Дир.: С.Р.Кадыров (в 1939, 1948—51), М.Х.Халимов (с 1939), Д.А.Дмитриев (с 1944), Судаков (с 1945), Х.Х.Хамматов (1946—48), Д.И.Рудницкий (с 1951), И.М.Матрос (в 1952), Н.В.Сулоев (с 1952), А.А.Лавров (с 1957), Хуснуяров (с 1960), Аюханов (с 1964), Г.И.Кудашев (с 1967), К.А.Валеев (с 1973), Александров (с 1978), И.Н.Ахмадеев (с 1982), Бикчурин (с 1988), Родионов (в 1990), Гареев (с 1990), В.А.Савельев (с 1995), В.А.Стрижевский (с 1998), А.Г.Шишкин (с 2001), В.Г.Рихтер (с 2006), Ю.Г.Стульников (с 2011), Р.Н.Сабитов (с 2012), В.А.Самойлов (и.о. с 2013).

Лауреат пр. Правительства РФ им. Ф.Волкова “За вклад в развитие театрального искусства России” в номинации “Лучший творческий коллектив” (г.Ярославль, 2006), Всерос. конкурса “100 лучших предприятий и организаций России” в номинации “Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России” (Москва, 2009). Здание БГТОиБ является памятником истории и архитектуры 20 в. (см. Аксаковский народный дом).

 

М.Ф.Луговая, Т.Д.Попова

 

Театры Башкортостана

Балетные постановки

Оперные постановки

Памятники истории и архитектуры

 

 

Яндекс.Метрика