Материалы

  • Печать

“ТАШТУГАЙ” (“Таштуғай”), баш. нар. песня, узун‑кюй. Впервые записана С.Г.Рыбаковым в 1894 и опубликована в кн. “Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта”. Варианты записаны Х.Ф.Ахметовым, Р.Л.Габитовым, Н.Т.Зариповым, А.С.Ключарёвым, Л.Н.Лебединским, Р.А.Муртазиным, М.М.Сагитовым, И.В.Салтыковым, Г.З.Сулеймановым, Н.Д.Шункаровым. Песня лирико‑драм. характера. История возникновения “Т.” имеет 2 варианта, один из к‑рых записан в 1939 М.А.Бурангуловым в д.Илячево Хайбуллинского р‑на БАССР, другой — К.М.Дияровым от А.Хусаинова из с.Темясово Баймакского р‑на и певца Мухутдина из д.Верх. Абдряшево Абзелиловского р‑на БАССР, опубликован в кн. “Сал Уралдың моңдары” (1988; “Мелодии седого Урала”).

В основе сюжета —трагич. судьба красавицы Кунсылу, насильно выданной замуж за нелюбимого в д.Таштугай (Хайбуллинский р‑н РБ). Тоскуя по родине и возлюбленному Байгубеку, она слагает песню. Приезжая в гости к родителям, Кунсылу тайно встречается с Байгубеком, что приводит их к гибели. Своеобразием напева “Т.” является достижение верх. края диапазона (дуодецима) в первой фразе, богатые орнаментальные внутрислоговые распевы.

Среди исполнителей С.А.Абдуллин, Р.С.Ахмадеева, Х.Л.Галимов, Дияров, М.А.Казакбаев, Ф.А.Кильдиярова, Т.Рашитова, М.Г.Салигаскарова, А.С.Шаймуратова. Обработки “Т.” осуществлены В.И.Виноградовым, Муртазиным, К.Ю.Рахимовым, З.Г.Исмагиловым для голоса и фп.; А.Т.Гречаниновым для флейты и фп.; М.З.Башировым для хора, голоса и фп.; Ключарёвым для хора a cappella; С.Р.Сальмановым для голоса и симф. оркестра; Салтыковым для солиста, хора и симф. оркестра. Песня использована засл. деят. иск‑в РТ Р.Ф.Зариповым в хоровом произв. “Башкирский триптих” для солиста, смешанного хора и органа.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. Йырҙар. 1-се кит. Өфө, 1974; Башкирские народные протяжные песни /сост. Л.К.Сальманова. Уфа, 2007.

Л.К.Сальманова

ДИЛЬМУХАМЕТОВ Ишмулла Ишгалиевич    Аудио

КИЛЬДИЯРОВА Флюра Ахметшеевна     Аудио

Янбердина Хима   Аудио

Башкирские народные песни

Нотная запись песни