Материалы

ТРАГЕДИЯ (от греч. trаgoidia, букв. — козлиная песнь), один из ведущих (наряду с драмой и комедией) жанров драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют столкновения личности с судьбой, об‑вом, миром, выраженные в напряж., бескомпромиссной борьбе характеров и страстей. Конфликт обычно разрешается гибелью гл. героя.

Яркие образцы жанра в баш. драматургии созданы М.Каримом, в произв. к‑рого проблема духовной свободы человека решается через идею самопожертвования ради счастья людей: “Салауат. Өн аралаш ете төш” (“Салават. Семь сновидений сквозь явь”), “Ай тотолган тондэ”, “Ташлама утты, Прометей!” (“Не бросай огонь, Прометей!”). Автор, наполнив трагедийный материал глубоким филос. и нравств. смыслом, социально значимыми мотивами, возвышает своих героев до уровня идеала и героич. символа. В баш. лит‑ре представлены Т., посв. событиям прошлого, как реальным (“Төн, йәки Һәҙиә менән Рәми” — “Ночь, или Хадия и Рами” Н.Гаитбая, “Өҙөлгән моң”—“Прерванная мелодия” К.Мэргэна, “Аттила” Г.Г.Шафикова и др.), так и вымышленным (“Зөлхизә” — “Зульхиза” З.А.Биишевой, “Тамарис” Т.Ганиевой, “Нәркәс” — “Нэркэс”, “Семәрле тәхет” — “Резной трон” И.Х.Юмагулова и др.); осн. на мифол. (“Ташлама утты, Прометей!” — “Не бросай огонь, Прометей!” М.Карима и др.) и фольк. (“Таштуғай” — “Таштугай” Ф.М.Булякова и др.) сюжетах и т.д. В результате взаимодействия Т. с др. жанрами получают развитие трагикомедия (“Ҡыңғыраулы дуға” — “Дуга с колокольчиками” Н.Наджми и др.), трагифарс (“Бибинур, ах, Бибинур!” Булякова и др.).

Лит.: Ахмадиев Р.Б. Конфликты, жанры, характеры. Уфа, 2009.

Р.Б.Ахмадиев

 

Жанры драматургии

Яндекс.Метрика