Материалы

ТОТЕМИЗМ, традиц. верования, основанные на представлениях о сверхъестеств. родстве между человеком и т.н. тотемом — ж-ным, р-нием, реже явлением природы или неодушевл. предметом. Членам тотемной группы (рода или родового подразделения), как правило, носящей имя своего тотема, запрещалось охотиться, употреблять в пищу мясо тотемных птиц и ж-ных, вступать в брак между собой (соблюдение экзогамии). У башкир Т. — элемент традиц. доисламских верований. Согласно поверьям, тотем являлся мифическим первопредком рода или перевоплощением душ умерших предков (онгон). Представления о тотеме легли в основу возникновения культов ж-ных и птиц.

В баш. фольклоре тотемные ж-ные являются покровителями и предводителями родов (см. “Сынграу торна”), символом счастья и благополучия (см. “Кунгыр-буга”). В легендах “Айыу егет” (“Медведь-парень”), “Бүреләр тоҡомо” (“Потомки рода волков”) и др. распространены сюжеты взаимопревращения ж-ного и человека, рождения у женщины от ж-ного младенца, обладающего богатырской силой, овладения ж-ным человеч. речью (см. “Акхак-кола”) и т.д. Считалось, что рога, когти, клыки, кости ж-ных обладали магич. св-вами, их использовали в качестве оберегов и в народной медицине. Т. нашёл отражение в декоративно-прикладном искусстве, орнаменте, архитектуре башкир. С тотемич. верованиями связаны мн. традиц. праздники: “Айыу туйы” (“Медвежья свадьба”), каргатуй, кякук сяйе и др.; сохранившиеся этнонимы баш. родов — “айыу” (“медведь”), “бүре” (“волк”), “ҡоҙғон” (“ворон”), родовых подразделений — “бөркөт” (“беркут”), “төлкө” (“лиса”), “торна” (“журавль”) и др. О распространении Т. в древности у башкир упоминается в записях Ибн Фадлана.

Лит.: С у л е й м а н о в а М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

М.Н.Сулейманова

 

ВОЛКА КУЛЬТ

КОНЯ КУЛЬТ

МЕДВЕДЯ КУЛЬТ

ОЛЕНЯ КУЛЬТ

ПТИЦ КУЛЬТ 

См. также

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

Родоплеменные атрибуты

Яндекс.Метрика