Материалы

СУДОВОЕ ТОПЛИВО, смесь углеводородов, используемая в качестве топлив для судовых энергетич. установок, в т.ч. газотурбинных установок. По агрегатному состоянию различают С.т. тв. (сырьё — антрацит, ядерное топливо), жидкое (нефть, сланцы, бурые угли и др.), газообразное (газы углеводородные, водород и др.). Нефт. С.т. по степени очистки подразделяют на дистиллятное (из соляровых масел), тяжёлое (мазуты); тяжёлое по вязкости — на мало‑, средне‑, высоковязкое. Маловязкое получают смешением негидроочищенных прямогонных атмосферных и вакуумных дистиллятов, продуктов вторичной переработки (лёгкие и тяжёлые газойли термич. и каталитич. крекинга, коксования); высоковязкое — компаундированием остатков прямой перегонки нефти и деструктивных процессов с добавлением среднедистиллятных фракций. К жидким С.т. добавляют присадки, уменьшающие нагарообразование, коррозию под действием ванадия, улучшающие процесс сгорания и др.

В Башкортостане произ‑во высоко(марок СЛ, СВЛ, СВТ, СВС), маловязких (СМТ), также марок ИФО‑30, ИФО‑180, ИФО‑380 С.т. освоено в сер. 80‑х гг. 20 в. на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, в ОАО “Уфанефтехим”. Иссл. по разработке технологий получения С.т. для повышения эффективности эксплуатации судовых энергетич. установок проводились с 70‑х гг. в УГНТУ под рук. О.И.Рогачёвой, З.И.Сюняева, с 80‑х гг. осуществляются под рук. Н.К.Кондрашёвой.

Лит.: Кондрашёва Н.К., Ахметов А.Ф. Судовые топлива. Уфа, 2001.

Н.К.Кондрашёва


МОТOРНОЕ ТОПЛИВО

Яндекс.Метрика