Материалы

  • Печать

СЭСЭН (сәсән; предполож., от монг. цэцэн — мудрый), поэт‑импровизатор у башкир; сказитель – носитель фольклора, человек, владеющий фольк. информацией и представляющий (исполняющий) её; сказитель-импровизатор, сочетающий в своём тв‑ве оба начала. В зависимости от творч. одарённости, особенностей, места и времени исполнения, С. варьировали традиц. произв., интерпретировали их. Среди них были универсалы (Х.Х.Альмухаметов, Габит‑сэсэн, С.М.Мухаметкулов, Х.У.Кусебаева и др.) и С. определ. жанров: баит (бәйетсе — исполнитель баитов: С.Г.Муллабаев и др.), песня (йырсы — исполнитель песен: М.А.Казакбаев и др.), сказка (см. Сказочник) и т.д.

Тв‑во С. на протяжении многих веков играло важную роль в эстетич. воспитании народа, выполняло серьёзные обществ.‑полит., нравств. и филос. функции. Осн. качества С.: проницательный ум, объективное восприятие жизни во всей её сложности, умение правильно оценивать происходящие события и сложившиеся ситуации и смело и правдиво доводить это до народа. С. исполняли свои произв. речитативом (нередко под аккомпанемент народных музыкальных инструментов).

В развитии иск‑ва С. выделяется неск. этапов. Из древних С. известны имена Катай Гали‑сэсэна, Турумтай‑сэсэна, Суюндук‑сэсэна, Кильдыш‑сэсэна, Еммет‑сэсэна, Каракай‑сэсэна, Яхъя‑сэсэна и др. (импровизации не сохранились). Расцвет тв‑ва С. приходится на 16—18 вв. Получают развитие осн. жанры изустной литературы: эпос, кубаир, айтыш, песня, представл. в тв‑ве Кубагуш‑сэсэна, Ерэнсэ‑сэсэна, Карас‑сэсэна, Баик‑айдара и др. События 2‑й пол. 17—19 вв. — башкирские восстания 17—18 вв., усиление колонизации края, введение кантонной системы управления — нашли отражение и в тв‑ве С. Запрет йыйынов в нач. 19 в. лишает С. аудитории, права публичных выступлений и непосредств. общения с массами на местах, в результате происходит постепенное угасание таких жанров, как эпос, кубаир, айтыш, наиб. популярным жанром становится песня, способная распространяться и во внеаудиторных условиях. В тв‑ве Махмут‑сэсэна, Буранбай‑сэсэна, Ишмухамет‑сэсэна и др. актуальность приобретают такие жанровые формы песни, как ист., соц.‑бытовая, лирич. и др. Получает развитие жанр баита. В произв. С. этого периода отразились тяжёлая жизнь, думы и чаяния баш. народа, его стремление к свободе и равенству, протест против порабощения, патриотич. чувства, вызванные беззаветной преданностью Родине, постоянной заботой о её защите. Между С. разных поколений устанавливалась преемств. связь, напр., М.А.Бурангулов был учеником Габит‑сэсэна, Габит‑сэсэн — Ишмухамет‑сэсэна, Ишмухамет‑сэсэн — Баик‑айдара, мн. поэты‑импровизаторы знали наизусть произв. своих предшественников.

В 20 в. происходит угасание института С., что было обусловлено полным переходом авторов к письм. тв‑ву, а также полит. ситуацией в стране. В 1944 учреждено звание Народный сэсэн Башкирской АССР, к‑рого удостоились Бурангулов, Ф.Д.Давлетшин, С.А.Исмагилов. В кон. 20 – нач. 21 вв. наблюдается тенденция возрождения сказит. иск‑ва. С 1998 проводится ежегод. Респ. конкурс юных сказителей, исполнителей эпич. сказания “Урал-батыр”, с 2006 – Респ. фольк. праздник “Акмулла нэсихэттэре” (“Наставления Акмуллы”) в рамках Междунар. дней Акмуллы и др.; в 2016 организован Всерос. фестиваль сказителей. Традиции С. продолжают в своём тв‑ве Х.Ш.Абубакирова, А.С.Гайнуллина, Ю.И.Гайнетдинов, Г.Г.Кудрявая, З.Р.Снигирёва, Р.А.Султангареева, М.Ямалетдин и др. С 2014 при Центре народного творчества действует Центр сэсэнов “Урал-батыр”.

Лит.: Буранғолов М.А. Сәсән аманаты: халыҡ ижады һәм ижадсылар тураһында туй йолалары, боронғо йырҙар һәм легендалар, ҡобайырҙар. Өфө, 1995; Иҙелбаев М.Х. Боронғонан аманат: баҡсылар, йырауҙар, сәсәндәр. Өфө, 2007; Солтангәрәева Р.Ә. Башҡорт сәсән мәктәбе. Өфө, 2012.

 М.Х.Идельбаев

 

Башкирские сэсэны

Башкирские эпосы, кубаиры, дастаны, хикаяты и киссы

НАРОДНЫЙ СЭСЭН БАССР, почётное звание

НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ

СКАЗИТЕЛЬ

СКАЗОЧНИК