Материалы

ТУЙМАЗИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР татарский государственный. Открыт в 1990.

Первый гл. режиссёр т‑ра — И.С.Гареев (в 1990—92). В первый состав труппы вошли Р.Я.Гареева, Р.Ш.Ключарёва, Д.Р.Кутдусов, Г.Х.Латыпова, Т.Д.Надыршин, М.Е.Сидорова, Л.Н.Сулейманова, А.Х.Султанов. Первый спектакль — драма “Белый колпак” М.Файзи (1991). Репертуар включал произв. тат.: “Мы родом из деревни” Т.Г.Миннуллина, “Три аршина земли” А.М.Гилязова, “Колдунья” Р.Шарипова по одноим. повести Н.М.Гиматдиновой, “Коза и Баран” Г.Рахима по сказке Г.Тукая, “На воре и шапка горит” Ф.Г.Яруллина; баш.: “Ай тотолган тондэ”, “Ай да невестка!” Л.В.Валеева, “Не забывается первая любовь” Н.Гаитбая; рус.: “Дядя Ваня” А.П.Чехова, “Наш одуванчик” Р.Х.Солнцева, “Морозко” И.П.Токмаковой, “Как Емеля Барби полюбил” Б.Рацера и В.Константинова; заруб.: “Дама‑невидимка” П.Кальдерона, “Наследники Рабурдена” Э.Золя, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера (спектакль — лауреат Фестиваля т‑ров малых городов России; Москва, 2000) лит‑ры. Спектакль “Портфель” Н.Исанбета в постановке Гареева отличался острой сатирой, выразительностью и чёткостью построения мизансцен и массовых сцен. Работам А.К.Сафиуллина (гл. реж. в 1994—96) “Театр‑татар‑базар, или Однажды ездили на ярмарку” И.Г.Юзеева, “Аршин мал алан” У.А.Гаджибекова, “Журавлиные перья” Д.Киноситы были присущи яркая театральность, лирико‑комедийная интонация. Постановки также осуществляли Р.М.Аюпов, Ф.К.Касимова, Р.И.Музагитов, О.З.Ханов, Б.Б.Хайбуллин, Шарипов; над худ. оформлением работали Т.Г.Еникеев, А.И.Карякин, И.А.Саяпов, К.Чарыев; муз. — А.Р.Латыпов, Р.М.Хасанов, М.И.Шамсутдинова; хореогр. — В.С.Кантюков, И.В.Тимощук, И.Х.Хабиров, Р.Н.Хабирова. В 1993—94 труппу пополнили выпускники спец. курса УГИИ Г.Д.Гибатова, Ф.Ф.Габидуллин, Д.М.Нуриханов, И.А.Мухаметьянова, Г.Ф.Хабибуллина и др.

В 2000‑е гг. тв‑во т‑ра отмечено поиском разнообразных худ. приёмов и средств выразительности. В репертуаре преим. комедии совр. баш. и тат. авторов: “Оль‑ля‑ля!” С.Я.Латыпова, “Рогоносец Мавлихан” Д.Х.Салихова, “Американская картошка” Ф.Галиева, в т.ч. лирич. (“Сваха” Н.Гаитбая), муз. (“Счастье с неба” Н.Асанбаева) и др. Оригинальной режиссёрской интерпретацией отличается спектакль “Гамлет” У.Шекспира (дипломант Фестиваля т‑ров малых городов России; Москва, 2004); глубиной трагедийного, филос. звучания — мистич. драма “Ночь как вся жизнь” М.Г.Мусифуллина; острым драматизмом, поэтичностью образов — “Всеми забытый” Н.Хикмета (спектакль — участник торжеств, посв. 100‑летию Н.Хикмета, Анкара, 2002; все — в постановке Ханова). Мастерством отд. актёрских работ выделяется спектакль “Рядовые” А.Дударева, посв. 60‑летию Великой Отечественной войны (реж. А.А.Абушахманов). Б.Н.Ибрагимовым (гл. реж. с 2007) поставлены спектакли “Не бросай огонь, Прометей!” М.Карима, “Танцовщик” З.Хакима, “Любовь окаянная” Ф.М.Булякова, “Райса + Файзи” Н.Асанбаева и др. В репертуаре т‑ра также произв. для детей “Метёлыч и Бантик” И. и Я. Златопольских, “Волшебная палочка” М.Рыжковой, “Тайна мерцающих огоньков” А.Князькова и К.Черкасской; лит.‑худ. программы о тв‑ве М.Джалиля, А.М.Мирзагитова, Х.Такташа, Г.Тукая и др. Постановки также осуществляли Гареев, Н.И.Ирсаева, С.Ф.Нурисламов, В.И.Сурков; худ. оформление — Р.М.Арсланов, Н.Г.Байбурин, Р.Р.Гусманова, Д.П.Хильченко; муз. — Р.Р.Сагитов, Ю.Х.Узянбаев и др. В труппу вошли выпускники спец. курса УГАИ А.Ф.Валеева, Д.Ф. и Р.Р. Вахитовы, А.Х.Гайсаров, Д.Р.Мазитов, Г.Р.Юсупова и др. Т‑р гастролировал по России, Казахстану. Дир.: Т.Ш.Мухаметов (с 1990), Гареев (с 1992), Султанов (в 2004), Габидуллин (с 2005). С 1992 имеет собств. здание на площади Октября.

А.А.Балгазина

Театры Башкортостана

Яндекс.Метрика