Материалы

ТУННЕЛЬ (англ. tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение, служащее для транспортных целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и др. По назначению выделяют Т. авто-, железнодорожные, гидротехн., коммунальные, судоходные, для нескольких видов транспорта (в одном сечении), спец. (в составе подземных сооружений ГЭС, складов и др.), пешеходные, велосипедные и др.; по местоположению — горные, подводные и равнинные, городские и др. Различают закрытые (щитовой, сплошного забоя, горный; применяются для стр-ва Т. глубокого и мелкого залеганий) и открытые (котлованный, траншейный, щитовой; для Т. мелкого залегания) способы стр-ва. При стр-ве Т. создаётся выработка (искусств. пустота в земной коре), к-рую в устойчивых породах оставляют без закрепления, в неустойчивых — сооружают временную крепь, затем обделку (воспринимает давление окружающих горных пород и обеспечивает гидроизоляцию); в сложных условиях применяют методы геотехники и специальные (дренаж, замораживание грунтов, кессонный способ с применением сжатого воздуха и др.).

В Башкортостане проектирование Т. ведётся в ин-тах “БашНИИстрой", “Башкиргражданпроект”, архит. фирме “Архпроект”, ООО “Георекон” (оба — Уфа), отраслевых проектных учреждениях, в т.ч. ООО “Институт Гидропроект” (Москва), и др. В 1976 построен первый в респ. Карламанский ж.-д. Т. (протяжённость ок. 430 м, макс. глуб. 70 м); в 1992 начато стр-во Уфим. автодорожного Т. двухочкового сечения (1249 м, 60 м) с выходом на автомоб. дорогу Москва—Челябинск; в 2004 сдан в эксплуатацию Т. донного водосброса-водовыпуска Юмагузинского гидроузла (381 м, 70 м) для снабжения турбин ГЭС, общего регулирования водного режима работы гидротехн. сооружений. В 2006 в Уфе сооружены транспортный (212 м, 10 м) и пешеходный (60 м, 10 м; соединяет надземный переход от Уфим. ж.-д. вокзала с остановкой обществ. транспорта) Т.

Н.З.Готман


ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Яндекс.Метрика