Материалы

ТКАЧЕСТВО (һуғыу, туҡыма һуғыу), изготовление тканей путём переплетения нитей, располож. продольными (основа) и поперечными (уток) рядами. У башкир традиц. занятие; относилось к жен. ремёслам. В юж. и юго-вост. районах Башкортостана в Т. использовали преим. овечью, иногда — верблюжью шерсть, козий пух, в сев., центр. и зап. районах — в осн. волокна крапивы, конопли, льна, позже — покупную х.-б. пряжу. Стебли растений для отделения волокон от древесины сначала вымачивали в воде или выдерживали под снегом, затем обрабатывали дер. пестами (төйгөс) и мялками (талҡы). Кудель разравнивали жёсткой щёткой (шырт) или чесалкой (тәрәш тараҡ). Нить пряли, как и в сукноделии. В юго-вост. районах и Зауралье был распространён способ подготовки основы ткани снованием на стене жилища. Позднее начали применять ручные станки (урынағас, киндер урыны) с горизонтальным положением основы и 2 или более нитченками, к-рые передвигали при помощи подножек-педалей. Различают осн. типы ткацких станков: без рамы с нитченками в виде палочек (шәбе) и волосяными петлями, чередующими чётные и нечётные нити основы (юго-вост. районы) или с 2 попеременно поднимающимися и опускающимися при помощи педалей (табалдырыҡ, тәбәлдерек) ремизками; с рамой трапециевидной или 4-угольной формы, на к-рую устанавливались 3 стойки для натягивания основы (юго-вост. и юж. районы); с 2 брусами со стойками и последником-колышком, вбитым в нары или скамейку (сев.-вост., сев.-зап., зап. и нек-рые центр. районы); с рамой, образованной соединением боковых брусьев перекладинами (к С. от Уфы и к З. от ср. течения р.Белой); с разборной рамой и задним навоем для навёртывания основы (Зауралье, верховья р.Уфа). Ткань отбеливали в кипящем р-ре древесной золы и сушили на солнце, при необходимости красили органич. красителями домашнего произ-ва (кр. краску получали из настоя корня подмаренника или коры ольхи, жёлтую — из серпухи, зелёную — из плауна, ветвей вереска или можжевельника), с сер. 19 в. — анилиновыми красками.Одним из видов декоративно-прикладного искусства башкир являлось узорное Т., получившее распространение преим. в сев.-зап., сев.-вост., центр. и юго-зап. районах.

По методу изготовления и декорирования полотна выделяют осн. техники Т.: браную, закладную, многоремизную, изготовление пестряди. Браная техника (күтәреп һуғыу, сүпләм) была наиб. распространена в сев. и центр. районах; подразделялась на Т. двухуточное, при к-ром обычно чередуются белые и кр. нити, и многоуточное (выборное), выполнявшееся на кр. или оранжево-золотистом фоне нитями жёлтого, зелёного, сиреневого, голубого цветов. Создание ткани осуществлялось вместе с орнаментацией: один уток ткал полотно, другой (цветной) — выпуклый узор, к-рый наносился по лицевой и изнаночной сторонам ткани для получения бордюра или сетки из равномерно чередующихся фигур, а также ткались фигуры или элементы орнамента (8-конечная звезда, ромб, кресты или многоугольники) ниткой определ. цвета на отд. участках ткани. В браной технике изготавливали предметы костюма башкирского (рубахи, платья, передники, штаны), полотенца, шаршау, намазлыки, скатерти, наволочки. Техника закладного Т. (бүлеп һуғыу, ҡыќтырып һуғыу, асалап һуғыу) наиб. развитие получила в зап. районах. Цв. деталь узора ткали утком соотв. цвета, смежные разноцветные нити утка переплетались с нитью основы или перехватывали друг друга. Не соедин. между собой разноцветные части узора на границе двух цветов создавали щели, похожие на тонкие вырезы, — уступчатые линии закладок, образующие геометр. орнамент. Узор с обеих сторон изделия был одинаковым; выполнялся на кр. фоне ткани контрастно чередующимися жёлтыми, белыми, чёрными и зелёными нитями. В технике закладного Т. изготавливали предметы традиционного интерьера (полотенца, скатерти, занавеси). В ряде сев. и зап. районов Башкортостана и сев.-вост. Зауралье была наиб. распространена многоремизная техника, к-рая выполнялась с помощью 3, 4, 6, 8 нитченок, переплетение нитей основы и утка создавало узорную фактуру ткани. В многоремизной технике ткали скатерти, занавески, реже — предметы жен. одежды. Техника изготовления пестряди наиб. значение имела в сев. районах. Пестрядинное полотно представляло собой холст с цв. рисунком в полоску или клетку (крупная характерна для юж. районов и Зауралья, мелкая — для сев. районов). Продольные полосы получали чередованием нитей разных цветов, поперечные — повторением утка того или иного цвета через определ. интервалы, клетки — пересечением цв. полос; полотно украшали браными розетками.

Изделия Т. входили в состав повседневного и праздничного костюмов, свадебных подарков, использовались при проведении обрядов и др. Т. было развито у народов Поволжья, Ср. и Центр. Азии, Юж. Сибири. С кон. 20 в. традиции Т. начинают возрождаться в центр. районах Башкортостана (Гафурийский, Давлекановский и др.).

Лит.: Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Уфа, 2006.

З.М.Давлетшина


Ремёсла

 

Яндекс.Метрика