Материалы

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ, наука, изучающая историю и теорию театра; раздел искусствоведения. Как самост. науч. дисциплина сформировалась в 20 в. Т. тесно связано с театр. критикой и творч. практикой.

В Башкортостане к первым театроведч. иссл. относятся эссе, отзывы баш. и тат. писателей Ф.Амирхана, Ш.Бабича, М.Гафури, Г.Исхаки, Ф.К.Туйкина, Г.Тукая и др. на спектакли разл. любит. трупп, в т.ч. “Нур”, “Сайяр”, “Ширкэт”. С учреждением Башкирского театра драмы, позднее др. сценич. коллективов изучение театр. иск‑ва принимает систематич. характер. Вклад в становление Т. в респ. внесли театр. деятели А.Ф.Зубаиров, В.Муртазин‑Иманский, Б.А.Юсупова, драматурги С.Агиш, Б.Бикбай, Н.Исанбет, С.М.Мифтахов, Д.Юлтый и др. В периодич. изданиях были опубликованы ст. Г.С.Саттарова “Башкирский национальный театр” (“Советский театр”. 1930. №7), М.А.Магадеева “Как мы работаем” (Там же. 1935. №7) и др. О баш. нац. театр. иск‑ве писали моск. критики В.И.Блюм, А.Ильинский‑Блюменау, М.Имас и др.

 Репрессии политические замедлили развитие Т. в республике. Наиб. активно освещали театр. жизнь писатели и критики Г.К.Зулькарнаев, Н.Огородников, Г.З.Рамазанов, С.Саитбатталов, С.Сухачевский, А.И.Харисов, Н.Хафизов и др. С нач. 50‑х гг. первые проф. театроведы А.К.Аралбаева, Д.Н.Байтерякова, исследователи Ф.Ф.Вахитов, С.В.Волков‑Кривуша, С.С.Саитов, Р.Х.Хайруллин и др. анализируют театр. процессы, историю театр. иск‑ва, творч. деят‑сть ведущих актёров. Обобщением собств. творч. опыта явилась кн. актёра Г.М.Мингажева “Минең тормошом: хәтирәләр” (1952; “Моя жизнь: воспоминания”).

В 60‑е гг. баш. театроведы и критики принимали участие в создании “Театральной энциклопедии” (1961—67), издании “История советского драматического театра” (1966—71; оба — в 6 т.), их статьи публиковались в центр. ж. “Театр”, “Театральная жизнь” (оба — Москва), респ. “Агидель”. Выпущены кн. Саитова о тв‑ве БАТД, Г.Г.Ахметшина о А.К.Мубарякове, Салаватском драматическом театре, Сибайском театре драмы, Г.Р.Пикуновой об Г.Ш.Имашевой, Хайруллина о З.И.Бикбулатовой, З.С.Игдавлетова о мастерстве сценич. речи. К.Мэргэном подготовлена и издана кн. Магадеева “Театр тураһында” (1962; “О театре”).

В 70—80‑е гг. в науч. работах Р.Р.Ахмадиевой, С.Г.Кусимовой, Л.И.Нагаевой, Л.С.Фарзутдиновой и др. использовались новые методы театроведч. иссл., особое внимание уделялось отд. элементам сценич. тв‑ва. Изданы монографии искусствоведов о театр. художниках: Пикуновой “Мухаммед Арсланов” (1978), Г.В.Николаевой “Галия Имашева” (1983); Я.Кулмыя “Бәҙәр Йосопова” (1984; “Бадар Юсупова”); литературоведов М.Ф.Гайнуллина, Т.А.Кильмухаметова, М.Г.Хамидуллиной об особенностях баш. драматургии, тв-ве драматургов.

В 90‑е гг. изменения в театр. жизни РБ (организация новых театров, фестивалей и конкурсов театральных) нашли отражение в публикациях Т.П.Абросимовой, Ф.А.Алибаевой, Г.Я.Вербицкой, Э.Р.Исрафиловой, Кусимовой, Саитова, журналистов Г.Л.Галимовой, А.А.Докучаевой, И.Э.Капкаевой, Н.А.Жиленко и др. в ж. “Бельские просторы”, “Ватандаш”, “Рампа”, “Тамаша”, приложении “Аншлаг” к газ.“Вечерняя Уфа”. Были выпущены разл. брошюры, каталоги, сб. воспоминаний в жанрах очерка, творч. портрета: “Нурия Ирсаева” и “Хөсәйен Ҡудашев” (“Хусаин Кудашев”; обе — 1993) Р.Туйгуна, “Театральный спектакль — лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева” (1994) и “Тансулпан Бабичева” (1995) Саитова, “Гюлли Мубарякова” (1998) Кусимовой, “Йылдар үрҙәргә юллата. Салауат башҡорт дәүләт драма театры” (1993; “Годы ведут к вершинам. Салаватский государственный башкирский театр драмы”) М.А.Сабитова. Кр. театроведч. работами стали книги Р.А.Самигуллиной “От Петрушки к Прометею” (1993) об истории и развитии Театра кукол, В.А.Стрижевского “Театральный подъезд” (1999) о формировании русского театра в Башкортостане в кон. 18 — нач. 20 вв., где даны новые сведения о возникновении Русского драматического театра. Вопросам актёрского и режиссёрского иск‑ва посвящён сб. ст.“Основы режиссёрского мастерства” (1993) преподавателей Искусств академии, где с 1998 осуществляется обучение по специальности “Театроведение”.

С 2000‑х гг. круг тем, ставших предметом иссл., расширился. Изданы сб. “Воспоминания о Габдулле Гилязеве” (2001), “Театр в пьесах, спектаклях и лицах (Драматическая сцена Башкортостана в 70—90‑е годы ХХ века)” (2002) Кусимовой и Вербицкой, “О театре И не только” (2006) Г.Иксановой, “Юлдар, юлдар. Театр, Дорога без конца...” (ч.1—2, 2008) Л.Я.Станковой; кн. “Театрҙың шиңмәҫ шишмәһе” (2003; “Неиссякаемый родник театра”) З.А.Нургалина, “Театр юлы — Путь театра” (2004) Кусимовой, “Яҙмыштар. Ролдәр. Яҙмыштар” (2008; “Судьбы. Роли. Судьбы”) З.К.Атнабаевой о выпускниках баш. студии ГИТИСа, альбом‑антология “Юлай улы Салауат — Салават Юлаев”, брошюра “Режиссёр Гульдар Ильясова, и женщина — тебе имя” (оба — 2004), альбом “Арслан Мубаряков. Жизнь и творчество” (2008) Саитова, каталог “Выставка произведений художников‑сценографов Республики Башкортостан” (2000) С.В.Евсеевой, посв. фестивалю “Туганлык”, справочные издания “Драматическое искусство Башкортостана” (2005) А.К.Карабулатовой и З.В.Сайфуллиной, “Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури. 1919—2009” (2009) А.А.Балгазиной и М.А.Валитовой, “Режиссёры театров Башкортостана” Балгазиной, монография “Традиции героико‑романтических постановок в контексте современности” Р.Х.Ильясовой, юбилейное издание БАТД “История и современность в спектаклях и лицах” в 3 кн. (все — 2014). По практике театр. критики выпущены уч.‑метод. пособия Вербицкой, Кусимовой, сценич. речи — Р.М.Ураксиной, Л.С.Максимовой, Н.А.Макаровой (авторы уч. пособия “Слово. Театр. Жизнь. Культура башкирской речи”, 2009), Р.Х.Лощенковой, психологии тв‑ва, режиссуре — Т.Н.Хайбуллиной. В жанре устной театр. рецензии работают Вербицкая, Д.Г.Давлетшина, Кусимова, Саитов. Театр. иск‑во респ. на страницах центр. изданий освещали моск. критики, театроведы Б.П.Голдовский, В.Я.Калиш, Н.А.Крымова, Л.В.Лебедина, О.И.Пивоваров, А.Ю.Соколянский, Н.И.Смирнова, Е.И.Стрельцова, И.П.Уварова и др.

 

ТЕАТР

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Яндекс.Метрика