Материалы

ТЕАТР КУКОЛ Башкирский государственный. Находится в Уфе. Создан в 1932. В составе т‑ра рус. (с 1932) и баш. (с 1933) труппы. Основатель и первый худ. рук. — М.Н.Елгаштина (1932—55). Первоначально труппу представляли А.Г.Давидсон (1‑й дир., исполнитель муж. ролей), Елгаштина, О.М.Штейнкопф (мастер кукол, кукловод), позднее рус. бригаду пополнили актёры М.А.Артемьева, В.М.Бычкова, Л.Р.Визарова, Г.Зорин, Н.М.Костусенко, А.С.Пентегова, Т.В.Постникова; баш. (действовала как передвижная) под рук. Г.М.Мансуровой — М.Аблеева, Х.Арсланова, С.Ахтямова, Р.Валеева, М.Мустакимов, М. и Х. Хамзины и др. В репертуаре преобладали пьесы агитационно‑пропагандистской тематики: “Негритёнок Том” Ю.А.Гауша и Б.Павловского; произв. Елгаштиной: “Санитарная бригада”, “К Ленину”, “Марфушкин букварь”, “Весенняя посевная”, а также миниатюры “Петрушка — физкультурник”, “Петрушка на отдыхе”. С 1935 после отмены офиц. запрета на волшебную сказку репертуар обогатился произв. рус. и заруб. Лит‑ры: “Весёлый портняжка” Л.В.Веприцкой по сказкам братьев Гримм, “Маленький Мук” Е.Благининой и М.Поступальской по одноим. сказке В.Гауфа, “Конёк‑Горбунок” П.П.Ершова, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. В спектакле “Щелкунчик” Э.Старка по одноим. сказке Э.Т.А.Гофмана был использован новаторский худ. приём 30‑х гг. — т.н. живой план. Репертуар баш. бригады включал также концерты.

В нач. Великой Отечественной войны труппы объединились. Т‑р выступал в госпиталях, выезжал на Карельский фронт (1944) с программой, в к‑рую вошли спектакли: “Сон Гитлера” Л.Ленча, “По щучьему велению” Е.Я.Тараховской, “Золочёные лбы” Н.Богомазова, “Хирургия” по произв. А.П.Чехова, а также эстрадные номера. Актёрский состав работал преим. с перчаточной куклой, с 1944 — с тростевой (“Снежная королева” Е.Л.Шварца). По произв. Г.Тукая были поставлены спектакли: “Шүрәле” (“Шурале”), “Һыу инәһе” (“Русалка”; оба — в инсц. Г.Р.Шамукова), по пьесе Шамукова —“Волшебная палочка” (реж. Елгаштина), получивший высокую оценку на Всерос. смотре т‑ров для детей (1946). Труппу пополнили актёры Н.Е.Двинская, А.Я.Корнеева, А.Щербакова. Худ. оформление и создание кукол осуществляли Т.Зеегольцер, Елгаштина, Ю.Синицын, А.М.Столбов, Штейнкопф; муз. оформление — Х.Ф.Ахметов, Х.К.Ибрагимов, З.Николаевская, Л.Н.Сушкова, Ю.А.Толоманова.

В послевоен. годы тв‑во т‑ра отмечено усилением натуралистич. тенденций и дидактич. тематики в репертуаре. С приходом реж. И.Ф.Арнгольда и Н.В.Мисюры (гл. реж. в 1955—59) в репетиционном процессе стал использоваться метод действенного анализа, расширились изобразит. и выразит. средства спектакля: “Весенний цветок” С.Преображенского, “Сказка о потерянном времени” Шварца, “Кладовая солнца” по произв. М.М.Пришвина, “Тайна живой воды” Ю.Арбата (оба — в декорац. решении Б.Ф.Домашникова), “Зелёная лисица” Ю.Страхова по мотивам сказки “Крашеная лисица” И.Я.Франко (дипломант фестиваля “Уральская театральная весна”, 1957) и др. Одной из лучших постановок стал спектакль “Золотинка” Елгаштиной по произв. П.П.Бажова, получивший положит. отзыв моск. критики. Продолжалась работа по созданию нац. драматургии, сюжеты заимствовались из произв. фольклора баш., рус. и др. народов: “Үлмәҫбай” (“Ульмасбай”) И.Нигматуллина, “Хужа Насретдин” (“Ходжа Насретдин”) А.С.Фаткуллина и др. Над созданием кукол работали в осн. М.Я. и В.Ф. Волковы.

В 60‑е гг. тв-во Т.к. связано с деят‑стью И.Ф.Кулаги (гл. реж. в 1961—70). Произошли изменения в худ.‑эстетич. направлении т‑ра: технически улучшились конструкции кукол, ширм, сценич. пространство перешло от подробного к условному, особое внимание уделялось развитию актёрского мастерства. С т‑ром активно сотрудничали писатели С.В.Волков‑Кривуша (“Опасный перекрёсток”, “Мушкетёры без головы”, “Золотая роза”), Фаткуллин (“Урал улдары” — “Сыны Урала”, “Биш минутлыҡ батша” — “Царь на 5 минут”, “Тере һыу” — “Живая вода”). Среди спектаклей баш. бригады выделялись постановки З.С.Игдавлетова (“Алмас ҡылыс” — “Алмазная сабля” Нигматуллина, “Серле ҡая” — “Таинственная скала” Ш.Г.Насырова) и К.Ф.Гадельшина (гл. реж. в 1970—77; “Әминбәк” — “Аминбек” и “Ямба‑Конго” Волкова‑Кривуши). В состав труппы вошли А.А.Ахметшин, Р.А.Искандаров, Г.А.Мошкина, Р.А.Нассонова, В.Т.Рахимова и др.

Наиб. творч. успеха т‑р достиг в 70—80‑е гг. под рук. В.М.Штейна (гл. реж. в 1977—83). Была разработана новая эстетика, освоен метод синтезирования иск‑ва кукловождения и “живого” актёра. Утвердились разнообразные худ. средства метафорич. театра, затрагивающего мировоззренческие проблемы. Наряду со спектаклями для детей: “Дюймовочка” А.Я.Бруштейн по сказке Х.К.Андерсена, “Орлёнок учится летать” Фаткуллина и Д.А.Рашкина, “Заячья школа” П.Манчева, “Урал‑батыр” Г.Г.Шафикова по баш. нар. эпосам, “Звёзды над пустыней” по произв. А. де Сент‑Экзюпери и др., в т.ч. спектаклями‑путешествиями по стихам А.Л.Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, осуществлялись постановки для взрослых (преим. по инсценировкам): “Белый пароход” А.Б.Баранова по одноим. повести Ч.Т.Айтматова (лауреат Всесоюз. фестиваля нац. драматургии народов СССР, г.Горький, 1978; гл. приз Междунар. фестиваля театров кукол стран Азии, Ташкент, 1979), “Галима” по повести “Ҡара йөҙҙәр” (“Черноликие”) М.Гафури (дипломант Междунар. ассоциации кукольников УНИМА, г.Печ, Венгрия, 1982) в инсц. Баранова, “Божественная комедия” И.В.Штока, трагедия “Не бросай огонь, Прометей!” (гл. приз Междунар. фестиваля театров кукол, Москва, 1978) и фарс “Коня — диктатору!” М.Карима. Впервые стали проводиться бенефисы. В 1978 за репертуар 1976— 78 Штейн и дир. Н.М.Аюханов удостоены пр. Г.Саляма. В 1983 гл. режиссёром т‑ра назначен П.Р.Мельниченко, осуществивший постановки спектаклей “Әлдермештән Әлмәндәр” (“Альмандар из деревни Альдермеш”) Т.Г.Миннуллина, “Эгле — королева ужей” В.Г.Миодушевского по одноим. поэме‑сказке С.Нерис, “Лисистрата” Аристофана, “Озеро заколдованного коня” Шафикова, “Индийская легенда” Н.Р.Гусевой и С.Потабенко по поэме “Рамаяна”, отличавшиеся глубиной режиссёрского замысла, оригин. сценич. воплощением. В 1989 за вклад в укрепление сов.‑инд. дружбы Т.к. был удостоен Междунар. пр. мира им. Д.Неру (см. “Башкортостан—Индия”). Над постановками также работали Л.Л.Акманов, Гадельшин, В.Н.Гаранин. В 70‑е гг. труппу пополнили актёры Ф.И.Давлетбаев, А.Н. и Ю.В. Заяц, Г.Ш.Ивакин, А.Н. и Ф.Б. Имамутдиновы, И.А.Капатов, Л.Ю.Капатова, Р.С.Кубагушева, М.М.Сафина, А.Р.Шумячер, В.А.Щербаков; в 80‑е гг. — Т.И.Кузьменко, Р.М.Лугаманов, Г.А.Мухаметшина, выпускники спец. курса УГИИ А.Б.Байков, Л.Р.Булатова, Г.А.Валитова, О.М.Дудка, А.Б.Резниченко, О.Ю.Шарафутдинова и др. Над худ. оформлением работали Н.Г.Байбурин, Б.Я.Торик, М.Б.Грибанова, Э.Н.Коган, З.А.Сахно, В.И.Смирнова, Н.И.Рахматуллин (худ. по свету); муз. — А.К.Березовский, Р.Х.Газизов, Ш.З.Кульборисов, С.С.Миролюбов, Г.В.Павельев и др.

С 90‑х гг. тв‑во т‑ра отмечено поисками новых форм, приёмов и средств худ. выразительности. В 1991 гл. режиссёр — Ахметшин, в 1994— 96 — Байбурин. В репертуаре преобладали произв. для детей мл. дошкольного и школьного возрастов: “Сладкий пирог” Ю.Н.Елисеева, “Тайна острова Хаэнго” А.Матюшкина, “Весёлые игры с Букой” М.Супонина, “Клочки по закоулочкам” Г.Б.Остера, “Батыр әтәс” (“Храбрый петух”) Н.Гаитбая и др. Была реализована худ. программа т‑ра “Ожерелье Урала”, включающая спектакли “Ҡамыр батыр” (“Камыр‑батыр”) И.Равилова, “Сәсән йыры” (“Песнь сэсэна”) Шафикова,“Һарнуш”(“Харнуш”) и “Шүрәленең төнгө уйындары” (“Ночные игры Шурале”) Байбурина, “Серле ҡумта” (“Волшебный туесок”) В.Б.Гумерова. Постановки также осуществляли Л.В.Валеев, Валитова, режиссёры т‑ров РФ, СНГ Р.Агур (“Маленький Иллимар” по одноим. роману Ф.Тугласа), Ю.П.Горин (“Остров сокровищ” Горина по одноим. роману Р.Стивенсона), Капатов (“Дюймовочка” Х.К.Андерсена, “Кошки—мышки” Е.П.Чеповецкого, “Ночь перед Рождеством” Е.В.Сперанского по произв. Н.В.Гоголя), Б.Н.Манджиев (“Песнь сэсэна”). Над худ. оформлением работали Байбурин, Г.Г.Калитов, В.Никоненко, Торик, В.Б.Яшкулов; муз. — Р.Б.Медяров, А.Селютин, М.С.Фаттахутдинова, А.Д.Хасаншин. В состав коллектива вошли актёры Е.М.Кочурова, О.В.Штырляева, В.А.Щербакова.

В 2001—10 гл. режиссёр — Валитова. Репертуар пополнился произв. для детей рус. (“Золотой петушок” Пушкина, “Аленький цветочек” С.Т.Аксакова, “Хозяйка медной горы” Сперанского по сказам Бажова, “Цирк Шардам” Д.И.Хармса), заруб. (“Невероятное путешествие Нильса” И.Р.Альмухаметова по кн. “Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции” С.Лагерлёф, “Холодное сердце” В.Гауфа) и совр. баш. (“Әсәйемә бүләк” — “Букет для мамы” и “Бәләкәй гном” — “Маленький гном” Альмухаметова, “Янһарының тылсымлы санаһы” — “Волшебные салазки Янсары” и “Ҡаҙ батшаһы” — “Гусиный король” С.Р.Суриной, “Салауат саҡырыуы” — “Голос Салавата” С.Алибая, “Тере һыу” — “Живая вода” Ф.А.Алибаевой) лит‑ры. Любовью к Родине, призывом бережного отношения к традициям проникнут спектакль “Хыял күпере” (“Мост мечты”) Алибаевой по повести “Оҙон‑оҙаҡ бала саҡ” (“Долгое‑долгое детство”) М.Карима [лауреат Респ. фестиваля спектаклей для детей “Ҡолонсаҡ” (“Жеребёнок”; Уфа, 2001); Электр. фестиваля театр. этно‑арта “Кугу сорта” (“Большая свеча”; г.Йошкар‑Ола, 2004)], ставший одной из значит. постановок этих лет. В творч. практике т‑р применяет разл. худ. приёмы (маска, тантамореска, трансформация, “чёрный кабинет”), виды и системы кукол (марионетка, перчаточные, ростовые). Над сценографией и созданием кукол работают Байбурин, Н.Х.Бирюкова, А.С.Волков; муз. оформлением — Н.А.Даутов, Миролюбов, А.М.Набиев, С.Р.Сальманов. Труппу пополнили выпускники спец. курса УГИИ А.А. и С.М. Имамутдиновы, Г.Я.Мухамедьянова, И.Р.Мухитова, А.Х.Юлдашбаева и др.

Театр гастролировал по России, Индии, Монголии. Дир.: Давидсон (30‑е гг.), Е.А.Тюремнова (40‑е гг.), В.З.Сидурин (с 1956), А.М.Искандаров (с 1957), Гадельшин (с 1966), Л.Р.Соболева (с 1968), Аюханов (с 1969), Р.Н.Халилов (с 1989), И.Н.Ахмадеев (с 1998), А.Р.Саетов (в 1994—98, 2002—10). С 1976 имеет собств. здание по пр.Октября.

Лит.: Тамаша: [спец. вып. к 75-летию т-ра]. 2006. №4.

Ф.А.Алибаева

Театры Башкортостана

http://teatrkukol-ufa.ru/

ЕЛГАШТИНА Мария Николаевна

Яндекс.Метрика