Материалы

ТОРГОВЛЯ, форма товарного обращения, осуществляемая посредством  купли-продажи; отрасль экономики.  Различают оптовую и розничную,  внутр. и внешнюю торговлю, по орг.  форме — аукционную),  биржевую, комиссионную, посылочную и т.д.  В древности Т. носила меновый  характер: вёлся обмен между соседними, с развитием земледелия и скотоводства — земледельческими и  кочевыми  племенами.

Караванные торговые пути, связывавшие Башкортостан со  Ср. Азией, способствовали развитию Т. со странами Бл. и Ср. Востока, Китаем. Предметами экспорта  с Юж. Урала являлись ценные меха, шкуры, скот, мёд, с развитием  горного дела — продукция металлургич. произ‑ва; в обмен на них ввозили изделия из шёлка, серебряную  посуду, украшения, монеты и др. В 1653 в России обнародован Торговый устав, в соотв. с  к‑рым установлена единая торг. пошлина (5% от цены товара). Кр. центрами внешней Т. России со странами  Ср. и Центр. Азии были гг. Оренбург (см. Оренбургский меновой  двор), Уфа, Троицк (см. Троицкий  меновой двор), Орск, Яицк, Мензелинск, Сеитовская слобода.

Большую роль во внутр. Т. играли ярмарки и базары. В 1850 в Оренбургской губернии насчитывалось  20 гор. и 129 сел. ярмарок, крупнейшими из к‑рых были Мензелинская, Бугульминская и Уфимская.  Осн. предметы Т. — зерно, мука,  лес, скот, с.‑х. инвентарь. Капитал  вкладывался купцами в покупку приисков и рудников, пром. пр‑тий, леса.  Развитию Т. в Уфимской губернии  способствовали организация пароходного судоходства на рр. Белая  и Кама,  стр‑во железных дорог, учреждение  товарной биржи, банков и телеграфа. Получает развитие стационарная Т. через магазины и лавки, создаются кр. торговые дома. В нач.  20 в. из губернии вывозили металл  и изделия из него, оружие, пушнину,  лес, хлеб, соль, товары кустарного  производства; ввозили кам. уголь,  нефтепродукты, текстиль, чай, сахар  и др. Быстрыми темпами развивается хлеботорговля.

В авг. 1920 пост.  СНК АСБР свободная Т. была запрещена (см. Военный коммунизм),  в годы новой экономической политики временно разрешена. С 1930 в  СССР выделялись гос. Т. (с сер.  30‑х гг. была вед.) и потребительская кооперация. В годы плановой  экономики гос‑во осуществляло нормативное распределение товарных  ресурсов и ценообразование. С переходом к рыночной экономике доля  гос. Т. в товарообороте сократилась,  стали преобладать частные пр‑тия.  К 1994 большая часть гос. пр‑тий Т.  была приватизирована. 

В 1992 в Башкортостане доля оптовой и розничной Т. в общем объёме валового регионального продукта составляла 2%, в 2007 — 12,4%.  В 2008 уд. вес пр‑тий Т. в общем числе пр‑тий (орг‑ций) составляет 28,3%;  доля розничной торговли респ. в экономике России — 3,1%; оптовая Т.  малых предприятий — 58,1%, розничная Т. — 59,4%. По обороту оптовой Т. в Приволжском федеральном округе РБ занимает 5‑е место, в РФ — 14‑е (в 2000 оборот составил  88,9 млрд. руб., в 2008 — 399,7,  в 2009 — 357,8); розничной Т. — 1‑е  и 6‑е соотв. (см. табл.).

На рынке  потребительских товаров РБ динамично развиваются сетевые структуры Т. В 1992—2008 внешнеторг.  оборот РБ увеличился в 9,3 раза. Подготовка специалистов для Т. ведётся  в Российском торгово-экономическом университете, Уфим. торгово-экономическом колледже, Уфим. кооперативном техникуме и др.

Лит.: Муфтиев Г.Г., Ардашова О.И., Габитов Х.Ш. Экономика предприятия торговли. Уфа, 2008.

О.И.Ардашова

Отрасли экономики

См. также

АУКЦИОН

БИРЖА

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ЯРМАРКА

 

 

 

Оборот розничной торговли в Башкортостане, млн. руб.

 

1940*

1950*

1960*

1970

1980

1990

2000

2009

Продовольственные товары

72,6

175,6

439,6

882,1

1383

2452

25255,9

229231,7

Непродовольственные товары

48,3

158

424,9

768,4

1469

3250,7

24144

229717,5

Всего

120,9

333,6

864,5

1650,5

2852

5702,7

49399,9

458949,2

*В масштабе цен 1961 г.

 

 

Яндекс.Метрика