Материалы

ТЕКСТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, в традиц. быту башкир — разл. изделия, изготовленные из тканых и нетканых материалов; декор. оформление этих изделий; раздел совр. декоративно-прикладного искусства.

В Башкортостане формирование характерных особенностей Т.х. было связано с природно-климатич. условиями, бытовым укладом, традиц. формами хозяйства. На протяжении веков складывались традиции худ. осмысления текстильных форм, были выработаны разнообразные приёмы их исполнения и декорирования. Текстильные изделия составляли значит. часть имущества, необходимого в быту башкир: предметы убранства жилища, одежды, конского снаряжения, ритуального назначения (намазлык и др.), часть приданого невесты. До нач. 20 в. при создании и декорировании изделий Т.х. применяли преим. натур. материалы (шерсть, пух, мех, конский волос, крапива, конопля, лён; домотканое или фабричное сукно, реже привозные х.-б. ткани, шёлк, бархат и др.). Традиц. текстильными техниками у башкир были аппликация, вышивка, вязание, ковроделие, кошмоделие, сукноделие, ткачество. Особую худ. выразительность предметам текстиля придавал орнамент, к‑рый формировал их нац. самобытность и узнаваемость. Иногда изделия оформляли бисером, жемчугом, кораллами, монетами, слюдяными блёстками, стеклярусом, сердоликом и др.; метал. пряжками, подвесками, накладками и др. С кон. 19 в. с переходом башкир к оседлой жизни и зарождением капиталистич. отношений происходит изменение хозяйственно-экон. уклада этноса, изделия Т.х., создаваемые нар. мастерами, вытесняются фабричными.

После революции 1917 войлоковаляние, пуховязание, безворсовое ковроткачество, тамбурная вышивка, узорное ткачество и др. сохранялись в отдельных районах республики. С принятием в 50—60-е гг. ряда правительств. документов о необходимости поддержки и развития традиц. ремёсел и тв‑ва нар. мастеров стали создаваться пр‑тия худ. промыслов фабричного типа, в т.ч. ПО “Агидель” (1963), пр‑тие худ. промыслов “Дружба” (нач. 80-х гг.), худ. артели в районах. С нач. 90-х гг. при церквях и мечетях действуют худ. мастерские, где из текстиля изготавливаются разл. религиозно-обрядовые и ритуальные предметы. В проф. декор.-прикладном иск‑ве Башкортостана раздел Т.х. широко представлен в тв‑ве художников-универсалов, работающих в текстильных техниках: аппликация (классич., рельефная, объёмная), вышивка, батик, войлочное валяние, гобелен, интарсия, коллаж, макраме, квилт и лоскутное шитьё, текстильная пластика. Также активно используется смешанная техника (сочетание традиц. и нетрадиц. для региона текстильных техник, приёмов, материалов и разл. декор. элементов), позволяющая ярче выражать худ. возможности текстильных материалов. С нач. 60-х гг. развитию Т.х. с использованием иск‑ва вышивки, основанной на нар. традициях, способствовало открытие Башкирского производственного комбината, Уфимского дома моды, Респ. Дома моделей (см. Центр мод).

Изделия, в декоре к‑рых применяются разл. виды вышивки, изготавливаются в эксперим.-худ. лаборатории ПО “Агидель” мастерами Е.И.Богдановой, И.В.Гривцовой, А.А.Ефимовой, Г.Б.Каракуловой, а также М.А.Нигаметзяновой (“Тропинка”), Р.Р.Юлдашбаевой (“Ильгиз”; оба — 2008) и др., создающими ныне авторские произв. Т.х. Традиции рус. вышивки прослеживаются в произв. художника Л.М.Стратоновой (“Добрые вести”, 2006). Нетрадиц. для респ. техника батика получила распространение с открытием специализир. цеха (1962) при ПО “Агидель”, где одной из первых к ней обратилась М.В.Конверт. С сер. 80‑х гг. в технике холодного батика работают художники В.В.Валиуллин (“Птицы и женщины”), Г.З.Гареева (“Коневодство”; оба — 1995), Л.И.Хабибрахманова (“Обновление”, 2001), З.А.Галимова (“Янбике и Янбирде”, 2003). Высокохуд. произв. в разл. техниках батика создают О.Ю.Зозуля (“Весна в Уфе. Памяти А.Э.Тюлькина”, 2004), А.Р.Бикбулатова (панно “Весеннее”, 2005), А.С.Деркач-Ковалёва (“Порхающие бабочки”), Е.В.Зайниева (“Тыквы”), О.А.Мартьянова (“Окно”; все — 2007), О.П.Карева (триптих “Славянские праздники”), Н.А.Пация (“Сон Евы”; обе — 2008).

На основе нац. традиций развивается иск‑во ковроткачества. В 60‑90-е гг. вклад в создание совр. образцов нац. ковра и подготовку в респ. мастеров коврового ткачества на базе ПО “Агидель” внесла З.П.Гайслер. Развитие иск‑ва гобелена в Башкортостане начинается в кон. 70‑х гг. и связано с тв‑вом Хабибрахмановой (“Детство”, 1980), к‑рая работает в технике классич. гобелена, сходной с нац. ткачеством (баш. паласы). С кон. 80‑х гг. приёмы классич. гобелена находят применение в иск‑ве текстильной миниатюры в тв‑ве Стратоновой (триптих “Игрушка”, 1996), в нач. 21 в. обе техники освоены Г.И.Исмагиловой (триптих “...И капля росы на рассвете”, 2003). В кон. 20 —нач. 21 вв. в технике нетканого гобелена работают К.М.Мурадов (“Сон”, 1996) и Г.Т.Мухамедьярова (“Степь”, 2003). Интерес к худ. качествам войлока у проф. художников возникает в сер. 90‑х гг., когда на выставках появляются инсталляции и панно А.Ф.Галина (“Кипчачка”, 1997), выполненные в традиц. технике войлочного валяния с использованием приёма раскрашивания отд. фрагментов анилиновыми красителями. В нач. 21 в. к худ. войлоку обращаются Мухамедьярова (“Знаки”, 2006) и О.В.Литвиненко (“Кубыз. Музыка степей”, 2007), к‑рые применяют новый приём крепления войлочного полотна иглопробивной техникой. Тв‑во А.А.Байрамгуловой (“Солнечные олени”, 2003) основано на сочетании древних баш. и казах. традиций и приёма коллажа (совмещение на одной плоскости материалов, различных по фактуре, цвету, форме методом наклеивания или пришивания). К худ. войлоку обращаются в своём тв‑ве Л.Х.Безрукова, Бикбулатова. В технике классич. аппликации наиб. активно работает И.Э.Абзалова (“В горах”, 2005), иногда включающая в произв. элементы коллажа; текстильной интарсии (текстильная инкрустация — приём соединения отд. частей материала встык) — Г.С.Гилязетдинова (диптих “Белый месяц”), Юлдашбаева (“Кускар”; обе — 2008); макраме — Хабибрахманова (“Архитектурные мотивы”, 1995). С кон. 20 в. мн. художники ведут творч. поиски в области аппликативного рельефа и текстильной пластики. Лоскутное шитьё — одно из наиб. популярных в 20 в. направлений Т.х. — представлено в тв‑ве нар. мастериц. Среди художников к лоскутному шитью (“Весна-красна”, 1991) и текстильной пластике (триптих “Языческое солнце”, 1992) одной из первых обратилась В.М.Шибаева. Со 2‑й пол. 90-х гг. иск‑во лоскутного шитья (“лоскутная мозаика”, печворк) и квилта (квилтинг; имеет 3 слоя — верх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку; традиционно простёгивается вручную и сразу начисто) применяют Безрукова (“Сон”), Ж.Ф.Грибова (“Цветы любви”; оба — 2005), С.Ю.Маркова (“Тропою радостного дня”), А.А.Нугуманова (“Капель”), О.Ю.Суткевич (“Серебряный дождь”; все — 2007) и др. Худ. приёмы лоскутного шитья и др. текстильных техник активно используют в своём тв‑ве художники-модельеры и художники, создающие художественные куклы. В кон. 20 — нач. 21 вв. интерес к Т.х. заметно усиливается, в традиц. и нетрадиц. текстильных техниках активно работают самодеят. и проф. художники республики. Освоению новых техник Т.х., сохранению нац. традиций и их творч. переосмыслению способствуют нар. клубы художников “Баймак” (Баймакский р‑н), мастеров декор.-прикладного иск‑ва “Тамбур” (д.Кирикеево Белокатайского р‑на), лоскутного шитья “Надежда” (при галерее “Урал”), творч. коллектив “Уфимский батик”, жен. творч. объединение “СОS*МЫ” (все — Уфа) и др. Произв. Т.х. экспонируются на мн. выставках, в т.ч. 1‑й (1997), 2‑й (2002) и 3‑й (2008) респ. выставках проф. декор.-прикладного иск‑ва Башкортостана, “Башкирские узоры” (2001—02), “Декоративное искусство. Традиции и современность”, “Весна. Художественный текстиль” (обе — 2007), “Парад планет” (худ. ткачество и плетение; 2008; все — Уфа), “Художественный текстиль мастеров декоративно-прикладного искусства РБ” (Москва, 2004), на выставках в рамках проектов “Тамга” (худ. войлок; Уфа, 2004, 2006; Москва, 2005, 2008; г.Нефтекамск, 2005; г.Бирск, 2006; г.Рязань, 2008), “По одной дороге” (гг. Стерлитамак, Магнитогорск), на 1‑м Рус. фестивале лоскутного шитья в Канаде (г.Эйлса-Крейг, штат Онтарио; все — 2007), на Всерос. фестивале декор. иск‑ва “Лоскутная мозаика России” (г.Иваново, с 1997) и в его рамках на специализир. передвижных выставках в России (в т.ч. гг. Уфа, Белорецк; обе — 2008) и за рубежом, на Междунар. конкурсе по лоскутному шитью “Еuroquilt” (Москва; 2006, 2008) и др.

Образцы баш. нар. иск‑ва, выполненные в традиц. техниках Т.х., хранятся в Национальном музее РБ и его филиалах, Художественном музее им. М.В.Нестерова, Музее археологии и этнографии РБ, галерее “Урал”, Гос. ист. музее (Москва), Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Гос. музее этнографии (оба — С.-Петербург), Венгерском этногр. музее (Будапешт) и др.; совр. авторские произв. Т.х. — в музеях и худ. галереях, частных собраниях в РБ, России и за рубежом. В Башкортостане освоение техник Т.х. в проф. худ. обучении осуществляется в рамках дисциплин по худ. обработке материалов (см. Художественное образование).

Лит.: Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006; Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1—3 респ. выст. Уфа, 1997—2008.

 

Ремёсла

Виды декоративно-прикладного искусства

АППЛИКАЦИЯ

БАТИК

ГОБЕЛЕН

См. также

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

Яндекс.Метрика