Материалы

ТЕАТР (от греч. théatron — место для зрелищ, зрелище), вид иск‑ва, специфическим средством выражения к‑рого является сценич. действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. Произв. совр. театр. иск‑ва — спектакль — создаётся на основе драм. (см. Драматургия) или муз. сценич. произв. в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художников, композиторов, хореографов и др.

В Башкортостане нач. формы Т. возникают в 6—8 вв. в массовых обрядах, играх народных, зрелищах, праздниках, народных танцах. Выделение Т. из синкретизма нар. тв‑ва связано с появлением любительских т‑ров. В 70‑е‑гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, организовано неск. драм. и муз. об‑в, кружков, крепостных т‑ров. В 1‑й трети 19 в. развитие любит. Т. обусловило возникновение разл. худ. объединений в гг. Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей (см. Общество любителей пения, музыки и драматического искусства). В кон. 19 в. в период мусульм. реформации любительские т‑ры появились в уч. заведениях “Галия”, “Расулия”, “Хусаиния”; в 1919— 21 — в городах, кр. посёлках, на пр‑тиях, в воинских формированиях, из них на проф. основе функционировали 1‑й и 2‑й рабочие т‑ры, Мастерская рев. сатиры и вольной комедии (все — Уфа), оперная студия (Стерлитамак) и др.

С сер. 19 в. действовали антрепризы П.А.Соколова, М.П.Васильева‑Гладкова, Д.А.Хотева‑Самойлова, П.М. и П.П. Медведевых, Н.С.Вехтера и Р.А.Крамеса, П.П.Струйского, С.Я.Семёнова‑Самарского, выступавшие на сценах частных т‑ров Н.К.Блохина (см. Блохины), В.И.Видинеева, тв‑во к‑рых явилось предпосылкой для создания проф. рус. Т. (см. Русский драматический театр). В кон. 19 — нач. 20 вв. в Уфе гастролируют т‑ры из Москвы и С.‑Петербурга; в составе разл. товариществ, артелей, трупп выступали мастера рус. сцены: братья Адельгейм, И.Ф.Арбенин, К.А.Варламов, А.Л.Вишневский, Ф.П.Горев, Г.Н.Федотова, Н.Н.Ходотов, А.А.Яблочкина и др., оказавшие влияние на формирование театр. культуры края. В разные годы проф. т‑ры складывались в гг. Бирск, Белорецк, Стерлитамак, а также при Баш. филармонии. К 2000‑м гг. рус. Т. в Башкортостане представлен коллективами Рус. драм. т‑ра, Стерлитамакского драм. театра, рус. труппами Национального Молодёжного театра и Баш. театра кукол.

Баш. нац. Т. в своём ист. развитии отражает специфич. худ. особенности театр. культуры республики. В 10‑е гг. 20 в. В.Муртазин‑Иманский и труппа “Ширкэт” обращаются к традициям баш. нац. культуры и осваивают формы нар. исполнительства. Сюжеты эпосов и легенд, обрядовые формы нар. культуры привносят в Т. методологич. принципы и поэтику нар. Т. Становление нац. драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики баш. Т. В 1919—24 складывается театр. система В.Муртазина‑Иманского, использованная в деят-сти Башкирского Передвижного театра. Она представляла собой творч. метод, объединяющий разнообр. худ.‑эстетич. и поэтико‑стилевые начала (натурализм, последоват. реализм, экспрессионизм, конструктивизм, рев. романтизм и сатира в формах т.н. “театра митинга” и “агитационной драматургии”). В основе системы — учение о худ. ансамбле как о театр.‑сценич. выражении нар. обряда. Взгляды В.Муртазина‑Иманского нашли отражение в теоретич. работах и худ. практике Г.С.Альмухаметова, Ф.А.Гаскарова, И.Зайни, Г.М.Мингажева, Б.А.Юсуповой, а также колхозно‑совхозных театров, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра и др. В 1931 с принятием “Резолюции о развитии башкирского национального театра” произошла унификация творч. облика и искоренние самобытных форм нац. Т. Реформатором баш. сцены становится М.А.Магадеев — сторонник эстетич. доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского. Объявив о своей приверженности к социалистическому реализму [16‑й съезд ВКП(б)], баш. Т. стал применять метод и поэтику соц.‑психол. реализма школы Станиславского. Выдающиеся постановки сер. 30‑х гг. позволили Башкирскому театру драмы получить звание академического т‑ра. На дальнейшее развитие Т. разрушительное влияние оказали репрессии политические. С сер. 50‑х гг. свобода худ. мышления стала возвращаться в Т., творч. импульс был задан Декадой башкирской литературы и искусства. В 60‑е гг. активизации театр. жизни респ. способствовало открытие УГИИ. Мн. из выпускников театр. ф‑та внесли значит. вклад в развитие театр. иск‑ва РБ. В 90‑е гг. появились самобытные эстетич. концепции, в т.ч. синтетич. Т., основанного на сочетании реализма, мифологии и модернизма. Были созданы Стерлитамакский баш. театр драмы, т‑р “Сулпан”.

Тат. Т. в Башкортостане сложился в кон. 19 — нач. 20 вв., формировался и развивался под влиянием рус. театр. культуры. Труппа “Фажига вә мөсәккин ислямия” (“Мусульманская драма и мелодрама”), организованная И.Ашкадарским, составила основу театр. объединений “Нур”, “Сайяр”, “Ширкэт”, к‑рые способствовали становлению тат. и баш. Т. Самобытные реалистич. основы тат. Т. были заложены драматургами Г.Исхаки, Г.Камалом, М.Файзи. В нач. 90‑х гг. 20 в. появились тат. т‑ры “Нур” и Туймазинский драматический театр. Театр. иск‑во Башкортостана также представлено муз. Т. (см. Театр оперы и балета; Балет), театром для детей. Театр. коллективы участвуют в разл. фестивалях и конкурсах театральных, в т.ч. междунар. фестивале тюркоязычных т‑ров “Туганлык”. В респ. ведутся иссл. в области истории и развития Т. (см. Театроведение).

С.С.Саитов

Актёры театра и кино

Виды искусства

Театральные труппы

Театры Башкортостана

Театры Башкортостана на сайте "Культурная жизнь Башкортостана"

См. также

НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ ТЕА­ТРАЛЬНЫЕ

Яндекс.Метрика