Материалы

ЧИЯЛИКСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи Средневековья. Датируется 10—14 вв. Названа по селищу ок. д.Чиялек (РТ) на прав. берегу р.Сюнь. Ч.к. распространена в лесостепной зоне, охватывающей терр. от междуречья рр. Шешма и Зай (притоки р.Кама) на З. до р.Тобол на В. (Азметьевский могильник I, Дербёшкинский могильник, Такталачукский могильник и др.). На терр. Башкортостана пам. Ч.к. локализуются в басс. рр. Ик (приток р.Кама), Сюнь, Белая, Дёма, Ай (Абдуллинское городище, Бакалинские курганы, Горновский археологический комплекс, Каранаевские курганы, Кушулевский могильник, Мрясимовские курганы, Нижнехозятовский клад, Сынташтамакские курганы, Турналинское городище и др.). Поселения представлены городищами, селищами, располож. на возвышенностях в долинах рек или на надпойменных террасах. Жилищами, предполож., служили наземные бревенчатые дома с чувалами или полуземлянки с печами‑каменками в центре, реже юрты. Керамика представлена лепными круглодонными сосудами с примесью песка и раковины в тесте, украш. верёвочным или гребенчато‑шнуровым орнаментом, и привозными булгарскими гончарными сосудами.

Бол‑во погребальных памятников — грунтовые могильники. Умершие погребены в неглубоких (до 1,3 м; дет. захоронения глуб. до 0,5 м) могильных ямах вытянуто на спине, головой на З., Ю.‑З., лицом к Каабе. В насыпи могил обнаружены следы кострищ. Зафиксированы остатки дер. перекрытий и гробовищ. В изголовье или между могилами найдены глиняные сосуды, реже кости ж‑ных. Для ранних муж. погребений характерно наличие предметов вооружений (жел. и костяные наконечники стрел, жел. сабли), принадлежностей конской сбруи (жел. стремена, удила), орудий труда (жел. тёсла, серпы, косы), для поздних — отсутствие погребального инвентаря; для жен. и дет. — наличие украшений (бронз. височные подвески, накосники, перстни, серьги, стеклянные бусы), золотоордынских монет периода правления ханов Узбека и Джанибека. В ранних погребениях прослеживаются элементы языческого (погребальные маски; см. Язычество), в поздних — мусульманского погребальных обрядов.

По мнению Г.Н.Гарустовича, В.А.Иванова, Е.П.Казакова, носителями Ч.к. являлись местные полукочевые угорские племена (см. Финно‑угорские племена), заселявшие лесостепную зону Юж. Урала. В результате проникновения тюркских племён в Предуралье население Ч.к., принявшее ислам, стало основным компонентом в этногенезе башкир и татар. В.Д. Викторова, В.А.Могильников относят пам. Ч.к. в Зауралье к макушинскому типу, носители к‑рого сохранили элементы язычества в обрядах. По мнению Н.А.Мажитова, пам. Ч.к. находятся на терр. расселения баш. племён байлар и буляр. Ведущими отраслями х‑ва являлись скотоводство (коневодство), охота и рыболовство. Исследователи: Гарустович, Казаков, Мажитов, Н.Л.Решетников, П.Н.Старостин, Т.К.Ютина и др.

Лит.: Гарустович Г.Н. Об этнической принадлежности раннемусульманских памятников Западной и Центральной Башкирии // Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа, 1988; Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны. Казань, 2007.

Г.Н.Гарустович


Археологические культуры

Яндекс.Метрика