Материалы

БЕСПОПОВЦЫ, беспоповщина, одно из течений в старообрядчестве, возникшее в кон. 17 в. Гл. в догматике Б. — представление об Антихристе, воцарившемся на Земле со времён раскола. Б. считают, что тогда и была истреблена “истинная" (“старая") вера. На старообрядч. соборах (г.Новгород, 1692, 1694) были утверждены осн. положения беспоповщины. Б. отвергли церк. иерархию и провозгласили принцип “всеобщего священства" (“каждый христианин — священник"). Из христ. таинств сохранили крещение и исповедь (покаяние), к‑рые, как и богослужения, совершаются выборными наставниками. Внутрицерк. противоречия привели к разделению Б. на множество толков и согласий: поморский толк (брачники); федосеевское согласие (безбрачники); спасовское согласие, или нетовщина; странническое согласие, или бегуны (отрицание богоустановленности гос. власти), и др. Одним из кр. центров Б. в России было Выговское общежительство (1694, на р.Выг в Карелии). Ныне общины Б. сохранились в ряде областей РФ и Прибалтике.

На терр. Башкортостана Б. появились в сер. 18 в. В Оренбургской губернии самыми многочисл. были Б. поморского толка (к 1826 — 40410 чел.). В Уфимской губернии к 1898 Б. разл. толков и согласий насчитывалось 27060 чел., в т.ч. в Белебеевском уезде — 2813, Бирском уезде — 3295, Златоустовском уезде — 5881, Стерлитамакском уезде — 8228, Уфимском уезде — 6843. В 1920‑е гг. в связи с гонениями на религию числ. Б. сократилась; к 1931 в респ. было 9 молитв. домов, к‑рые в сер. 30‑х гг. были закрыты. В 1961 было 5 общин (275 чел.). В РБ зарегистрировано 2 орг‑ции спасовского согласия в гг. Салават и Стерлитамак и 1 — поморского согласия в Уфе (2009). Существуют также неофиц. объединения Б. в Аскинском, Белокатайском, Дуванском, Иглинском, Кугарчинском, Мелеузовском, Стерлитамакском, Туймазинском р‑нах.

Лит.: Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002.

Е.С.Данилко

 

Текст на башкирском языке

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

Яндекс.Метрика