Материалы

ЯЗЫЧЕСТВО, многобожие, почитание богов, божеств, духов, олицетворяющих силы природы. Употребляется для обозначения анимизма, магии, тотемизма, фетишизма, шаманизма. Возникло в первобытном обществе; мн. представления и ритуалы Я. сохранились в исламе, иудаизме, христианстве. По языч. представлениям, мир разделён на верх. (небо, место обитания высших богов), ср. (земля, населённая людьми и духами), ниж. (подземный загробный мир) части. Мировой осью являлось дерево или гора. Я. было распространено у башкир, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей.

По переписи 1897, в Уфимской губернии языческих верований придерживалось 98208 чел. (из них 85% проживало в Бирском уезде), в 1915 — 134497 человек. К 1917 язычниками оставались ок. 95% марийцев, 91% удмуртов, 8% чувашей. У марийцев осн. божествами являлись Кугу Юмо (Большой Бог), Кече Юмо (Бог солнца), Кава Юмо (Бог неба), Мланде Ава (Мать земли), Вюд Ава (Мать воды), Мардеж Ава (Мать ветра), Тул Ава (Мать огня); поклонялись также духам воды, полей, леса, гор и др. Гл. религ. праздником считался Кугокюсе, проводимый в течение 2 недель перед сенокосом как великое жертвоприношение осн. богам. Марийское жречество (онаены) не имело иерархии, передавало свои знания от отца к сыну. У удмуртов особо почитались верховный бог Инмар (Бог неба, создатель мира) и Мукылчин (Бог земли); также поклонялись Вумурту (водяной), Нюлэмурту (леший), Толпери (дух ветра) и др.; воршудам (родовые покровители) и умершим предкам (обряды совершались старшими членами семьи). Почитанием пользовалось злое божество Луд, или Керемет, в честь к‑рого устраивали умилостивительные жертвоприношения. Обряды совершали выборные служители культа (восясь, куриськись). Существовало объединение удмуртов-язычников Уфим. и Пермской губ. (эль), жителей неск. деревень (мер). В языческих верованиях мордвы наиб. почитались богини-духи Вирь-ава (Мать леса), Ведь-ава (Мать воды), Варма-ава (Мать ветра), Мода-ава (Мать земли) и духи-хранители. У мокши верховным богом считался Шкай, у эрзи — Нишке. Для Я. чувашей характерна вера в существование добрых богов и духов во главе с Султи Тура (верховный бог) и злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьявол). Султи Тура управлял людьми через своих помощников: Кепе ведал судьбами человеч. рода, Пулехсе определял судьбы людей, Пихампар наделял людей определ. душевными качествами, покровительствовал домашним ж‑ным, Пирешти являлся посредником между верховным богом и людьми. Пантеон злых богов и духов составляли Эсрель (божество смерти, уносящее души людей), Ийе (домовой и костолом, обитающий в бане), Вопкан (дух, насылающий эпидемии), Вупар (дух, вызывающий болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения), Йерех (покровитель семьи). Особо выделяли злого бога Киреметя (насылал засухи, град, пожары, болезни и др.), место поклонения к‑рому находилось за пределами селения и было огорожено забором. Моления и жертвоприношения в честь божеств совершались в капищах (культовые сооружения), за к‑рыми ухаживали выборные служители (мачауры). В осн. языч. обряды и обычаи сохранились у марийцев и удмуртов (места для молений и жертвоприношений — священные рощи).

Лит.: Филоненко В.И. Отчёт о командировке в Бирский уезд, к язычникам-инородцам // Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа, 1914.

Г.И.Ибулаев, И.Г.Петров, Р.Р.Садиков


СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

См. также

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

 

 

Яндекс.Метрика