Материалы

ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ, совокупность форм существования яз., сферы и среды его употребления в разл. соц.‑экон. и соц.‑полит. условиях и в определ. соц.‑адм. образованиях. Я.с. — предмет изучения социолингвистики. Я.с. тесно связана с функционированием яз. в однонац. и многонац. гос‑ве (см. Многоязычие). Изучение Я.с. необходимо для выбора рациональной языковой политики.

Гл. задача иссл. Я.с. — установление обществ. функций яз., выполняемых им в разл. соц. условиях. По данным переписи 2002, в РБ проживают представители 118 национальностей и 12 этнических групп, к‑рые говорят на тюркских, славянских, финно‑угорских языках и др. Бол‑во нас. Башкортостана двуязычно (см. Билингвизм). В процессе изучения Я.с. рассматриваются формы существования (диалектная, лит.), сферы употребления (худ. и науч. лит‑ра, СМИ, образование и др.), среда функционирования (семейное и производств., внутринац. и межнац. общение и др.) языков.

Лит.: Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: (к вопросу о предмете социолингвистики). Л., 1975; Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 1976.

М.В.Зайнуллин


СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Яндекс.Метрика