Материалы

ЛАТЫШИ (самоназв. латвиеши), народ, осн. население Латвии. Числ. Л. в 1989 в СССР составила 145,9 тыс., в РСФСР − 46,8 тыс., в Латв. ССР − 1387,7; в 2002 в РФ − 28,5 тыс., в 2010 − 18,9 тыс. человек. В Башкортостане в 1989 − 1956 чел.; в РБ в 2002 − 1508, в 2010 − 1117 человек. Наиб. компактно проживают (по данным на 2010; чел.) в Уфе (384), Архангельском (264), Иглинском  (182) р‑нах РБ. Бол‑во Л. владеет русским языком, часть – латышским. Осн. часть верующих – лютеране.

Переселение Л. в Башкортостан началось после Крестьянской реформы 1861. К 1897 в Уфим. губ. насчитывалось ок. 380 латышских хуторов с более 3800 жителями. Следующий этап переселения Л. связан со Столыпинской аграрной реформой (1906−17). По данным переписей, числ. Л. в БАССР составила: в 1926 – 7045, в 1959 – 3804, в 1970 − 3531 человек.

Ведущей отраслью х‑ва являлось земледелие: возделывали рожь, пшеницу, ячмень, коноплю, клевер. Осн. земледельческими орудиями труда были борона, соха, косуля, плуг, серпы. Вспомогат. роль играло скот‑во, птиц‑во, огородничество. Занимались также охотой, рыболовством, пчеловодством, разл. ремёслами (обработка луба, кожи, металла, изготовление дер. утвари, ткачество, вышивка). Традиц. поселения Л. были однодворными (виенсетас), преим. селились хуторами. Жилища представляли собой срубные избы с 2‑, 4‑скатной крышей. Фундамент дома сооружали из камня, брёвен, каменных плит; пол был дощатый. Для стр‑ва дома широко использовали дерево (лиственница, сосна, осина, берёза и др.), камень; крышу крыли дранкой, реже соломой или железом. Дом делился на переднюю и внутреннюю (хоз.) части. Традиц. интерьер состоял из кирпичной печи, стола, лавок, шкафчиков для посуды; окна и двери украшали вышитыми и ткаными занавесями и т.д. Баня, помещения для сушки и молотьбы снопов (рига, гумно) располагались поодаль. В годы коллективизации Л. начали переселять из хуторов в деревни.

Традиц. мужской костюм включал короткую льняную рубаху, штаны (белые, тёмные или полосатые) из льна или шерсти, длинный кафтан, подпоясанный кушаком. Головным убором были шляпы с полями, иногда картуз. Обувью служили сапоги, кожаные сандалии (постолы).

Традиц. жен. костюм состоял из длинной полотняной туникообразной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса, льняного (снатене) или шерстяного (виллайне) наплечного покрывала, украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венок из ткани, вышитый бисером, часто с лентами, замужние женщины надевали разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс). Традиц. украшениями являлись накосники и нагрудники из бронзы, янтаря и др.

Нар. кухня Л. основана на использовании зерновых, молочных, мясных продуктов, а также овощей. Хлеб пекли кислый, в основном из ржаной муки. Были распространены каши (путра), заправленные чаще всего кислым молоком, иногда с мясом или жиром, варёная капуста (капости), похлёбка из свежих и квашеных овощей, клёцки из гороха или бобов. В праздничные дни традиционно готовили пирожки со шпиком или мясом, сладкие пироги, тушёную капусту со свининой, студень и др.; из напитков − пиво, домашнее сладкое вино.

В семейно‑брачных отношениях Л. сохранялись традиц. черты: преобладала форма малой патрилинейной семьи. Главой семьи и собственником всего имущества был отец или старший в семье мужчина. В наследовании имущества придерживались майората; остальные наследники получали свою долю деньгами, на к‑рые обучались ремеслу, получали образование и др.

Праздники, обычаи и обряды Л. связаны с дохристианскими верованиями. Самым важным считался праздник Лиго, к‑рый отмечали накануне дня летнего солнцестояния: готовили сыр, варили пиво, жилище украшали венками и берёзовыми ветками. Из христианских праздников наиболее почитаемыми и значимыми были Рождество, Пасха, Троица. Из муз. инструментов были распространены волынка, гусли, скрипка, труба, контрабас. Имелись мужские духовые оркестры. Фольклор представлен сказками, преданиями, загадками, пословицами, поговорками, а также календарными, лирическими, юмористическими, бытовыми песнями (дайны) и др.

С сер. 20 в. Л. начали возвращаться в Латвию. В настоящее время числ. Л. в респ. составляет ок. 1 тыс. чел.; проживают в д.Максим Горький, сс. Архангельское, Бакалдинское Архангельского р‑на, Ауструм и Балтика Иглинского р‑на, д.Банковка Стерлибашевского р‑на.

Этнокульт. сохранению и развитию Л. в Башкортостане способствует деятельность образованной в 1996 Латышей общественной организации, в 2003 – латышского историко‑культурного центра “Максим Горький” в одноим. деревне Архангельского р‑на. Также в деревне действует базовая библиотека по обслуживанию латышского населения, в ср. школе изучается латышский язык. Проводятся нац. праздники Лиго и Мартыни, юбилеи, конкурсы “На лучшее латышское подворье”, “На лучший латышский сыр” и др.

Лит.: Блинкена А.Я. Латыши в Башкирской АССР //Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. Уфа, 1987; Шушпанов С.Г. Евангелическо‑лютеранская кирха //Дорога к храму: история религиозных учреждений г.Уфы. Уфа, 1993; Балтаева Л.Х. Язык латышей Башкортостана //Родной язык в современном обществе: взгляд молодых: Междунар. науч.‑практ. конф. М., 2010.

Т.А.Пушкарёва

 

Илл.: Выставка традиционных костюмов, музыкальных инструментов, предметов утвари и рукоделия латышей кон. 19 – нач. 20 вв. II съезд Ассамблеи народов РБ. Уфа, 2009

 

ЛАТВИЯ

ЛАТЫШЕЙ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МАКСИМ ГОРЬКИЙ, деревня в Архангельском р-не

Народы Башкортостана

 

Яндекс.Метрика