Материалы

ЕВРЕИ (самоназв. йгудим), народ, осн. население Израиля. Числ. Е. в 1989 РСФСР — 55о,7 тыс.; в РФ в 2002 — 233,4 тыс., в 2010 — 157,7 тыс. человек. В Башкортостане в 1989 — 4911 чел.; в РБ в 2002 — 2367 чел., в 2010 — 1900 человек.  Наиб. компактно проживают (по данным 2010) в Уфе (1605 чел.). Бол-во Е. владеет русским языком, часть — еврейским. Осн. часть верующих исповедуют иудаизм.  Осн. этнической группой Е.. проживающих на терр. Башкортостана являются ашкенази.

Расселение Е. в Уфим. и Оренб. губ. началось после 1859, когда в Уфе поселились Е., к‑рым было разрешено жить вне черты оседлости. В Уфим. Е проживали в гг. Уфа, Стерлитамак, Белебей, Мензелинск, Златоуст, в сс. Давлеканово, Иглино. По данным переписей, числ. Е. составила: в 1897 в Уфим. губ. —722, в 1939 — 3796 человек.

Традиц. видами хоз. деят-сти (в осн. земледелием) в Уфим. губ., по данным переписи 1897, занимались более 40 Е. В 1917 в Уфим. у. имелось 24 евр. крест. хоз‑ва, с посевом общей площадью 2,07 дес. каждое. Осн. соц. группу евр. населения Уфим. губ. составляли ремесленники. Некоторые из них были приглашены в губ. в целях развития отд. видов ремёсел (изготовление чулок, сыроварение, мыловарение). Е. работалив осн. токарями, слесарями, портными, часовщиками. В Уфим. губ. в области торговли было занято 16 % евр. населения, в Орен. — 25,5 %.

Дома Е. были характерны для местности, в к-рой они проживали; их отличительными особенностями являлись специальные аппликации или росписи на вост. стене (мизрах), непокрашенные или неоштукатуренные участки стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников. Посуда делилась на праздничную (пасхальную) и повседневную. Обязательным предметом интерьера в доме были свечи в подсвечниках (7 ‑ или 9 ‑ свечные меноры).  Оберегом считался миниатюрный свиток с цитатой из Торы (мезуза), написанной особым шрифтом, к-рый помещался в узкий длинный футляр,  прикрепляющийся к дверной коробке на уровне лица. Осн. масса евр. населения проживала в городах: часто замкнутыми общинами, обязательными элементами к-рых были синагога, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), евр. кладбища.

Трад. муж. евр. костюм состоял из туникообразной рубахи, чёрных брюк, сапог, длиннополого кафтана (лапсердак), чёрной ермолки или шляпы, отороченной мехом (штраймл) или чёрной шляпы с полями. Мужчины отпускали бороды и пряди волос (пейсы) на висках. Головы на улице и в помещении должны быть покрыты. Во время молитвы и в праздники мужчины надевали маленькую круглую шапочку — кипу.

Традиц. жен. одеждой являлось платье, поверх к-рого надевался передник. Позднее стали носить кофты и юбки. Верх. Одеждой служил длиннополый кафтан на подкладе с рукавами. Замужним, разведённым женщинам и вдовам запрещалось ходить с непокрытой головой.

Традиционная кухня Е. основана на сочетании продуктов земледелия (зерновые и овощные культуры) и скот-ва (мясные и молочные продукты). Запрещается смешение молочных и мясных продуктов, посуда для приготовления должна быть отдельной. В евр. кухне используется только свежее молоко. Разрешается употребление рыба, покрытой чешуёй, мяса мелкого и крупного рогатого скота (в т.ч. диких парнокопытных животных) и домашней птицы.  Были распространены мясные, овощные или молочные бульоны, с лапшой (локшн), клёцками (кнедли). Из злаков и бобовых варили каши, супы, пекли пироги. Употребляли картофель, свёклу, морковь, из них делали овощное рагу, запеканки (кугл) и др. Большим разнообразием отличались блюда из мяса: жаркое с кисло-сладким соусом, рулеты, паштеты. Традиц. блюдами являются закуска из рубленной сельди (форшмак), фаршированная рыба (гефилте фиш); из мучных — пудинг, шарики в меду (тейглах), рулетики с вареньем или повидлом, орехами, посыпанные корицей (штрудель), пирог из бисквитного теста (леках). В блюда ограничено добавляли различные пряности (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, корица, гвоздика). К праздничным и ритуальным блюдам относились пресные пасхальные лепёшки маца (“хлеб скудости”)  из пшеничной муки без дрожжей, соли, на чистой воде и челнт (из мяса, овощей, фасоли и яиц). Традиц. напитками являются кошерное вино из винограда, морсы из мёда с пряностями, кисели из клюквы и др. ягод. К чаю подавали или использовали в качестве начинки к оладьям редьку варёная в меду (айнгемахц), по вкусу добавляли орехи.

В семейно-брачных отношениях преобладала малая семья, состоящая из родителей и детей. Мужчина являлся главой семьи, особым авторитетом пользовалась мать. Счёт родства идёт от отца, но по нормам иудаизма Е. считается только тот человек, к-рый рождён матерью-еврейкой или обращён в еврейство в соотв. с религиозным каноном (гиюр). В браке придерживались моногамии. Бытовал левират. Традиц. евр. праздники и обряды связаны с религией: Песах (Пасха), Пурим (Жребий) и др. Осенью отмечали праздники новогоднего цикла — Рош Ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Сим хат_Тора (Радость Торы). Традиц.  муз. инструменты: свирель, флейта, цитра или кинор-гусли (десятиструнный инструмент, похожий на гитару), тамбурин или тимпан (кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, шофар (из рога животного). Скрипка, появившаяся в 15—16 вв. в Италии, стала “евр. инструментом”. Фольклор предстален нравоучительными рассказами, легендами, мифол. сказаниями, сказками.

Первым спец. евр. образовательным учреждением на терр. Уфим. губ. стал хедер (религиозное нач. учебное заведение) действовавший при синагоге в Уфе. В 1915 в Уфе была открыта 4-классная евр. школа. В 20-х гг. образование становится светским. С 1991 в Уфе на базе ср. школы № 40 работает Евр. воскресная школа.

В РБ с 1988 действует региональная Евр. общественная организация “Кохав”, с 1999 евр. община, фольк. коллектив “Ди нишумэ зингт” (Душа поет), Евр. воскресная школа.

Илл.: Еврейские девушки. 1910

 

Текст на башкирском языке

 

“КОХАВ", еврейская общественная организация

Народы Башкортостана

 

Яндекс.Метрика