Материалы

ПОЛЯКИ (самоназв. поляци), народ, осн. население Польши. Числ. П. в 1989 в СССР составила 1126,3 тыс. чел., в РСФСР – 94,6 тыс.; в 2002 в РФ – 73,0 тыс., в 2010 – 47,1 тыс. человек. В БАССР в 1989 числ. П. составила 757 чел., в РБ в 2002 – 660, в 2010 – 504 человека. Наиб. компактно проживают (по данным на 2010; чел.) в г.Уфа (193). Бол-во П. владеет русским языком, часть — польским, белорусским языком, украинским языком. Осн. часть верующих исповедует католицизм, др. — православие, протестантизм.

В Башкортостане польская диаспора начала формироваться с прибытием в 17 в. шляхты полоцкой и смоленской на службу в закамские линии. В кон. 18 в. на Юж. Урал для службы в армии было выслано 382 П. и на поселение — 546 участников Барской и др. конфедераций.  Наиб. приток П.приходится на 19 в.: военнопленные, воевавшие в 1812 на стороне Франции; сосланные участники польского нац.-освободит. движения 1830–60‑х гг.; добровольные переселенцы. В кон. 19–нач. 20 вв. в Уфим. губ. переселились немногочисл. польские крестьяне, образовавшие неск. польских поселений. След. этап переселения связан с депортацией в 1940 польск. нас. с терр. Зап. Украины и Зап. Белоруссии на Юж. Урал, в Казахстан и др. По данным переписей, числ. П. в 1897 в Уфим. губ. составила 956, в Оренб. губ. — 1696 чел.,  в 1926 в БАССР — 1655 (в Уфим. кантоне — 950, Белебеевском — 245, Аргаяшском — 174).

Х‑во П. на новых местах сохраняло традиц. черты. Ведущей отраслью было земледелие, вспомогат. роль  играли скот‑во, рыболовство, огородничество, пчеловодство, домашние ремёсла и промыслы. Распространённой системой земледелия являлся многопольный, реже — четырёхпольный севооборот. Из зерновых культур возделывали рожь, овёс, пшеницу, полбу, просо, гречиху, выращивали картофель, капусту, свёклу, тыкву, арбузы, морковь, лук. Осн. земледельческие орудия труда — сохи, косули, жел. плуги, бороны, веялки и др. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней. Для перевозки грузов использовали лошадей, быков. Занимались различными ремёслами: изготовлением на заказ сапог, туфель, дер. мебели, орудий труда, средств передвижения и утвари; плетением корзин, обуви (лаптей) и др.; обработкой кожи, меха, ткачеством.

Осн. видом поселений П. являлись деревни. Усадьба делилась на несколько зон: в передней располагались жилые и хоз. постройки (клети, амбары), огород, погреб, в задней — помещения для содержания скота. За пределы двора выносились овины, гумно и бани. Гл. строит. материалом было дерево (осина, берёза, сосна и др.). Крышу крыли досками, дранкой, соломой, позднее — железом. Строили дома-пятистенки (с пристроем и сенями), с 3- или 4‑скатной крышей. Иногда пристраивали вторую избу. Фронтоны и карнизы домов были резные, их украшали фигурными отверстиями в форме креста, сердца, звезды. Осн. элементами традиц. интерьера являлись рус. печь, “красный угол”, дер. самодельные кровати. Повседневные трапезы проходили в кухне-столовой. На стенах висели образа, иконы.

Традиц. жен. костюм состоял из туникообразной холщовой рубахи, юбки (сподница), цветной клетчатой кофты. Поверх юбки надевали фартуки. Зимой женщины носили длинные шубы из овчины, крытые сукном тёмного цвета. Головными уборами пожилых женщин были платки, к‑рые повязывали без складок (“конёчком”). Повседневной обувью служили лапти, поверх к‑рых в грязную погоду надевали галоши, плетённые из лыка; зимой — валенки с шерстяными чулками. По праздникам носили кожаные сандалии, туфли и сапоги. Традиц. жен. украшениями являлись бусы, кольца, серьги (обычно металлические) круглой формы. Традиц. муж. костюм состоял из холщовой рубахи (кошуля), тёмных брюк, пиджака с отложным воротником и накладными карманами. Повседневной обувью были лапти, в праздники носили кожаные сапоги. Осенью и весной надевали шерстяную широкую накидку с большим воротником (чапан), на голову — фуражки. Зимней муж. одеждой служили полушубки, тулупы из овечьего меха, головными уборами – тёплые шапки, обувью – валенки.

Традиц. кухня П. основана на сочетании продуктов земледелия и скот-ва. Были распространены традиц. борщ из свинины, кислые похлёбки, бигос из квашеной или свежей капусты. Из мяса в пищу употребляли только баранину и свинину, из к‑рой делали колбасу. По праздникам готовили пельмени, зразы (мясные рулетики с начинкой), вареники с творогом, пекли пироги из кислого теста с картофелем, мясом, ливером, щавелем, грибами, яблоками, кондитерские изделия. Из напитков употребляли молоко, чай, кофе из злаков, свекольный (буряшный) квас, брагу, пиво.

В семейно-брачных отношениях П. сохраняли традиц. черты: до кон. 19 в. преобладала большая семья, преимущественно состоящая из нескольких поколений родственников, с нач. 20 в. — малая семья. Главой семьи являлся старший по возрасту, обычно отец, его жена была распорядительницей среди женщин.

Традиц. семейные праздники и обряды были связаны с осн. этапами жизни человека. Торжественно отмечали рождение ребёнка, в осеннее-зимний период — свадьбы. Праздновались Рождество, Святки, Пасха, Семуха и др. Традиционно перед жатвой проводили обряд “Зажинки” (“Начало жатвы”), по её окончании — “Дожинки” (“Окончание жатвы”). Из муз. инструментов были распространены скрипка, мазанка (смычковый инструмент), дуда (волынка), свирель, пастушечьи трубы и др.

В РБ с 1997 действует Польской культуры и просвещения центр “Возрождение” РБ. С 1997 в РБ проводятся Дни польской культуры, постоянно действует музейная экспозиция “Частичка Польши в Башкортостане”, к‑рая располагается в детской библиотеке №17 г.Уфа. В 1999 при содействии Центра в Уфе открыта Нац. польская воскресная школа им. А.Пенькевича (на базе лицея №21), действует фольклорная группа “Звёздочки”.

Лит: Латыпова В.В. Поляки на Южном Урале (XVII — начало XX века): очерки историко-культурного наследия. Уфа, 2010; её же. Поляки на Южном Урале (вторая половина XIX – XX век). Добровольная миграция. Уфа, 2011.

Илл.: Польские девушки в праздничных платьях. Нач. 20 в.

 

ПОЛЬША

ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ЦЕНТР “ВОЗРОЖДЕНИЕ”

Народы Башкортостана

 

Яндекс.Метрика