Материалы

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ, осознание человеком своей принадлежности к определ. этносу; приверженность к этнич. ценностям, родному языку, этнич. культуре, исторически сложившейся терр. проживания.

Э.с. отражает идеологию, мировоззрение, представления, убеждения, присущие этносу. Формируется в ходе этнич. истории, является одним из осн. этноопределяющих признаков народа (используют в переписях и др. формах стат. учёта нас.). Утрата Э.с. ведёт к этнич. ассимиляции. Внешним проявлением Э.с. является этноним, элементы фиксируются в обычаях, традициях, фольклоре, муз.-поэтич. и декоративно-прикладном искусстве, худ. произведениях. Является объектом изучения философии, этнологии, этики, этнопедагогики, этнопсихологии и др. Значит. роль в становлении Э.с. башкир сыграло объединение баш. племён в 9 в. в воен.-полит. союз во главе с Башгирдом, распространение единого надплем. этнонима башкорт. Полит., соц. и этнические процессы, последовавшие за присоединением Башкортостана к России, оказали влияние на дальнейшую этнич. консолидацию баш. народа. Были юридически оформлены жалованные грамоты, в к‑рых было закреплено вотчинное право башкир на этнич. территорию. В 20 в. образование нац.-терр. автономии с гос. атрибутами (государственный герб и государственный флаг) способствовало сохранению баш. Э.с., культуры, языка, религии и др. С кон. 90‑х гг. 20 в. в респ. и за её пределами (в местах компактного проживания башкир) в связи с качеств. преобразованием системы обществ. отношений наметился процесс активизации развития Э.с., созданы баш. историко-культурные центры, общественные объединения башкир, возрождаются традиц. ремёсла, промыслы и т.д.

Лит.: Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа, 2000; Файзуллин Ф.С., Асылгужин Р.Р. Этничность и этническая идентичность. Уфа, 2005.

Ф.С.Файзуллин


ЭТНОС

ЭТНОПЕДАГОГИКА

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

 

Яндекс.Метрика