Материалы

ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА, вид развлекат. муз. иск‑ва, предназначенный для широкой аудитории.

В Башкортостане формированию эстрадной культуры способствовали концерты местных артистов и изв. певцов, инструменталистов, драм. трупп, выступления оркестров из крепостных и наёмных музыкантов в имениях Волковых, Пекарских, Тимашевых и др., публичные концерты воен. оркестров, в т.ч. Уфим. губернского батальона (1860—70, худ. рук. Р.Г.Игнатьев), традиции домашнего музицирования, лит.‑муз. вечера кружка Д.Н.Севастьянова (с 70‑х гг. 19 в. в Уфе), Общества любителей пения, музыки и драматического искусства и др. Их программы включали сцены из оперетт и водевилей, разл. виды танцевально‑бытовой музыки, песни, марши, переложения популярных фрагментов из классич. оркестровых соч., опер, балетов.

После революции 1917 на фабриках и заводах возникают любит. хоровые кружки (см. Хоровая музыка), вед. значение приобретает массовая песня. В кон. 20‑х — нач. 30‑х гг. появляются новые формы театр. коллективов, к‑рые исполняли фрагменты из опер и оперетт. Активную концертную деят‑сть осуществляют хоровые коллективы под рук. С.Габяши, Х.К.Ибрагимова, Т.Ш.Каримова, И.В.Салтыкова, А.Г.Тихомирова и др. Популярностью пользовались выступления анс. песни и пляски при Доме Красной Армии (1934; рук. Ибрагимов).

В 40—50‑е гг. появляются первые инстр. пьесы, небольшие оркестровые соч., танц. сюиты, миниатюры музыкальные, миниатюры хореографические Х.Ф.Ахметова, М.М.Валеева, Х.Ш.Заимова, З.Г.Исмагилова, Т.Ш.Каримова, Р.А.Муртазина, К.Ю.Рахимова, Р.В.Сальманова. Муз. язык их произв. вбирает в себя новые интонации и ритмы из песен сов. композиторов.

В 60‑е гг. начинается обогащение баш. музыки совр. интонациями, ритмами и тембрами с использованием электронно-акустич. эффектов и инструментов. Появляются эстрадные песни, инстр. миниатюры, музыка для театра Т.Ш.Каримова, отличающиеся яркой образностью, мелодич. обаянием. В 1962 он создал камерный инстр. ансамбль — эстрадный квартет, для к‑рого написал “Молодёжную сюиту” и др. соч., оказавшие влияние на дальнейшее развитие Э.м. в республике. В Баш. филармонии появляются муз. коллективы баш. песенной эстрады: “Өфө уттары” (“Огни Уфы”; рук. Н.Галеев, солистка — М.И.Галеева), муз. анс. под управлением Б.М.Гайсина (солистка — Ф.Я.Кудашева). Популярностью пользовались выступления Г.М.Абдульманова, Ф.Х.Бикбулатова, Ф.С.Гафарова и др. Э.м. также оказала влияние на театральную музыку и музыкальную комедию.

С 1970‑х гг. элементы эстрадно-джазовой стилистики начинают использоваться в жанрах академ. музыки (балет “Страна Айгуль”). А.Т.Каримов (рук. анс. “Ирендык”, 1970—76) ввёл в баш. Э.м. ритмы буги‑вуги, танго, вальса‑бостона, значительно обогатив её интонационно‑жанровый диапазон. Сочетанием традиций баш. муз. фольклора, рус. романса, сов. массовой песни, а также стилистики джаза и рока отличалось песенное тв‑во Р.М.Хасанова.

В 80—90‑е гг. продолжался синтез форм и жанров академ. и эстрадно-джазовой музыки (Концерт, пьесы для эстрадно‑симф. оркестра, “Лирическая сюита” для камерного ансамбля и др. соч. Р.Х.Газизова). Проводились Всесоюз. (1985) и Всерос. (1987) праздники эстрадной музыки, конкурс исполнителей эстрадной песни “Агидель” (1990).

В кон. 20 — нач. 21 вв. созданы мюзиклы и рок‑оперы Газизова, С.А.Низаметдинова, А.Д.Хасаншина, Д.Д.Хасаншина. Нац. классикой стали эстрадные песни Н.А.Даутова, Низаметдинова, Р.Х.Сахаутдиновой, Э.м. А.К.Березовского, А.Х.Габдрахманова, Р.Р.Зиганова, В.М.Скобёлкина, И.И.Хисамутдинова.

Во Всерос. конкурсе исполнителей сов. песни в г.Сочи, Всесоюз. телевиз. конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни “Юрмала” приняли участие Л.Р.Букеева, Р.А.Гареев, Г.С.Родионов, А.А.Султанова. В 1974 в Уфим. уч‑ще иск‑в было открыто эстрадное отделение. С деят‑стью Баш. филармонии связано определение осн. направлений развития Э.м.: сочетание фольк. и академ. традиций, совр. танц. ритмов, характерных элементов джаза, рока и популярной музыки. Преобладающим жанром эстрадного концерта стал дивертисмент.

Классикой нац. эстрады явилось тв‑во вокалистов Р.Р.Ахмадиевой, Галеевой, Х.Л.Галимова, Р.Г.Галимуллиной, Ф.Ф.Гараева, Гареева, Кудашевой, И.М.Смакова, А.С.Шаймуратовой, Р.Ф.Янбекова; инструменталистов Гайсина, Галеева, И.И.Дильмухаметова, А.Б.Либерман, М.А.Рахматуллина, Р.Г.Хабибуллина, Р.А.Фасхитдинова; ансамбля “Ядкар” и др. Традиции продолжают развивать певцы И.М.Газиев, Г.М.Измайлова, Н.Ж.Кадырова, Ф.А.Кильдиярова, В.Г.Хызыров, кубызист Р.А.Загретдинов, баянист М.И.Гайнитдинов, кураисты А.М.Аиткулов, И.К.Ильбаков, а также Ф.Р.Ганиев, эстрадные группы “Караван-Сарай”, “Далан (“Удача”)”, “Ихлас (“От всей души”)” и др.

Развитию эстрадного тв‑ва способствовала деят‑сть гор., сел. клубов, домов и дворцов культуры (см. Культурно‑досуговые учреждения), Нефтекамской филармонии, Сибайской филармонии, Стерлитамакской филармонии, Учалинской филармонии.

Л.К.Кудоярова


Музыкальные направления

Артисты эстрады и цирка

Баянисты

 

 

Яндекс.Метрика