Материалы

ЭПОС (от греч. epos — слово, повествование), жанр баш. фольклора и изустной литературы, повествовательное произв. стих., стих.-прозаич. или прозаич. формы. Является одним из древнейших жанров нар. поэзии.

В Э. отражены представления народа о природе и жизни, его верования, обычаи. Передаваясь из поколения в поколение сэсэнами и сказителями, бол‑во Э. дошло до современности в устном бытовании в разл. вариантах. Для мн. баш. Э. характерно сочетание прозаич. и стих.-песенного повествования. В прозаич. повествовании раскрывается в осн. сюжетная канва эпич. сказания: эмоц. сфера и наиб. яркие моменты, диалоги, а также отношение сказителя к происходящему передаются возвышенно звучащим тирадным (кубаирским) стихом, исполняемым в речитативно-распевной манере (хамак, халмак-кюй). В древности стих. часть Э. исполнялась под аккомпанемент думбыры. К жанровым разновидностям Э. относятся кубаир, иртяк, а также дастан, кисса и хикаят.

Кубаир (ҡобайыр), героич. сказание кр. формы (“Акбузат”, “Идукай менэн Мурадым”, “Урал-батыр” и др.). Основу бол‑ва кубаиров составляют борьба героя за интересы рода, племени, народа и победа, к‑рую он нередко достигает ценой собств. жизни. Герой произв. — нар. батыр (Урал-батыр, Хаубан и др.), олицетворяющий обществ. идеалы героизма и мужества, в его образе воплощаются высокие нравств. черты богатырского характера: честность, бескорыстность, справедливость, гуманизм, целеустремлённость и неимоверная физич. сила; эти черты выражаются в каждом конкретном образе в той форме, к‑рая соответствует уровню нар. худ. мышления на данной стадии эпич. тв‑ва.

Иртяк (иртәк), эпич. сказание в осн. на соц. и семейно-бытовые темы. Среди иртяков значит. место занимает цикл о священных ж‑ных, появлении первых лошадей и коров: “Акхак-кола”, “Кара-юрга”, “Кунгыр-буга” и др. В отличие от др. эпич. сказаний, в этих произв. ж‑ные являются не помощниками героя, а гл. действующими лицами, их образы связаны с древними верованиями, мифол. представлениями.

В зависимости от времени возникновения подразделяется на Э. родового строя, или мифологич. (“Урал-батыр”, “Акбузат” и др.), Э. периода раннефеодальных отношений, или социально-бытовой (“Кузыйкурпяс менэн Маянхылу” и др.), развитых феод. отношений, или исторический (“Идукай менэн Мурадым”, “Мэргэн менэн Маянхылу”, “Таргын менэн Кужак” и др.).

В баш. эпич. сказаниях представлены специфич. сюжеты (“Урал-батыр”, “Акбузат”, “Узак менэн Тузак — балабашняк ярсыгы”, “Карас менэн Акша” и др.), а также общие с эпич. тв‑вом др. тюркояз. народов (“Алпамыша менэн Барсынхылу”, “Кузыйкурпяс менэн Маянхылу”, “Таргын менэн Кужак” и др.). Широко распространены романтич. дастаны и кисса (“Аль-кисса Бузъегет”, “Кисса-и Йусуф”, “Тахир менэн Зухра” и др.), появившиеся в тюрк. словесности под влиянием восточной литературы.

М.И.Уметбаев обозначал Э. термином “улень” (өләң, үләң). Жанр бытует в фольклоре мн. народов.

Лит.: Атанова Л. О башкирских эпических напевах //Башкирский народный эпос. М., 1977.

М.Х.Идельбаев

 

Жанры башкирской литературы

Устное народное поэтическое творчество

Эпосы и эпические жанры

См. также

ЛИТЕРАТУРА ИЗУСТНАЯ

ФОЛЬКЛОР

Яндекс.Метрика