Материалы

НАМАЗЛЫК (намаҙлыҡ), коврик, предназнач. для совершения намаза. Высокохуд. образцы Н. являются произв. декоративно-прикладного искусства. Н. шьют из бархата, шёлка, тонкого сукна на подкладе, реже ткут, оформляют вышивкой. Традиционно основу композиции в Н. в виде орнамента (иногда с элементами мусульманской каллиграфии) составляет мотив арки – михраба, условно обозначающего мечеть. Пространство вокруг арки заполняет растит. орнамент в виде извивающегося спиралевидного стебля (“ислими”, “масал”; правоверные уподобляются крепкому побегу, произрастающему из семени), к‑рый в стилизов. форме воплощает идею непрерывно развивающейся, обновляющейся жизни. Над вершиной арки, точно по центру, помещается один из наиб. выразит. мотивов узора, к‑рым Н. должен быть обращён в сторону Каабы во время молитвы; на нём сосредоточен взгляд молящегося на протяжении всего намаза. Пространство внутри арки (место коленопреклонения молящегося, падения ниц) не декорируется. Н. умела изготовить каждая мусульм. женщина; часто его преподносили в качестве подарка дорогим людям. В Башкортостане с кон. 20 в. Н. создают нар. мастерицы; в отд. районах изготавливают войлочные Н. Совр. Н., сохраняющие традиц. форму, создают проф. художники М.А.Нигаметзянова, Р.Р.Юлдашбаева и др. Образцы Н. находятся в Художественном музее им. М.В.Нестерова, Национальном музее РБ, Венгерском этногр. музее (Будапешт).

Лит.: Янбухтина А. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006.

А.Г.Янбухтина

НАМАЗ

 

 

 

 

Яндекс.Метрика