Материалы

МОСТЫ, архит.-строит. дорожные сооружения для преодоления к.-л. препятствия (река, ущелье, дорога и др.). По конструкциям пролётного строения различают М. балочные, арочные, подвесные и др., по материалам — стальные, железобетонные, дер. и др., по назначению — ж.-д., автодорожные, пешеходные и др.

В 1808 в Уфе через р.Белая на Оренб. переправе был сооружён плашкоутный (на лодках) М. В 1888 по проекту Н.А.Белелюбского построен ж.-д. М. дл. 639 м через Белую. Большепролётные двухраскосные фермы М. с ездой понизу запроектированы с криволинейным очертанием верх. поясов. В этом решении впервые проведено строгое центрирование элементов решётки и поясов в узлах ферм, выполн. из нового для кон. 19 в. конструкционного материала — стали. В 1950—54 была проведена его реконструкция с частичной разборкой существующих опор и возведением на ледорезной ч. опор и пролётных строений вторых путей. В 1890 открыт ж.-д. М. в р-не Уфы через р.Уфа на Самаро-Златоустовской ж.д.

В 1956 в Уфе по проекту Е.С.Уланова построен автомоб. М. на оренб. направлении дл. 670 м, к-рый является классич. примером арочно-пролётного строения с подпругами (полуарками) и неразрезной многопролётной стальной балкой. В 1971 в Уфе на казанском направлении (на Вавиловской переправе) введён в эксплуатацию самый кр. в респ. М. через Белую дл. 837,8 м (С.Ф.Игнатов, Уланов). В 1982 на автомоб. дороге Самара—Уфа—Челябинск сооружён М. через Белую дл. 391,2 м, в к-ром русловая часть перекрыта неразрезной преднапряжённой железобетонной балкой коробчатого сечения. В 80—90-е гг. построено неск. кр. М. с новыми конструктивными решениями пролётных строений: русловая часть перекрыта неразрезным стальным пролётным строением с ортотропной плитой проезжей части (М. в р-не г.Дюртюли дл. 749,8 м через Белую, на автомоб. дороге Уфа — Инзер — Белорецк дл. 294 м, в Уфе на оренб. направлении дл. 677 м). Бол-во больших и ср. М. возведены Мостоотрядом №30 (рук. П.С.Рабухин).

В 2000—08 пр-тием “Юрюзаньмост” (рук. Ф.А.Давлетшин) введены в эксплуатацию более 20 подвесных пешеходных и автодорожных М. дл. 130—270 м через рр. Белая, Юрюзань, Инзер, Зилим, Сим в Белорецком, Салаватском, Гафурийском, Иглинском и др. р-нах. В 2005—07 пр-тием “Башкиравтодор” (рук. Ш.Х.Аминов) освоено стр-во малопролётных арочных автодорожных М. из сталефибробетона в Бакалинском, Бирском, Уфим., Янаульском р-нах. К 2012 насчитывалось ок. 1700 ср. и кр. М. общей протяжённостью около 55 тыс. п.м.

В.В.Бабков, В.Г.Карпов


ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Текст на башкирском языке