Материалы

МОРФОНОЛОГИЯ, фономорфология, раздел яз‑знания, изучающий фонол. структуру морфем разл. типа (см. Морфемика), взаимодействующих в процессе словоизменения, формообразования и словообразования.

Осн. ед. М. — морфонемы — представляют собой варианты фонем отд. морфемы, способные замещать друг друга в зависимости от морфемной структуры слова. Морфонемы различаются по своему строению, типу фонем, месту в слове и др. признакам. Явления М. возникают преим. на стыке морфем при скоплении фонем, затрудняющих произношение слова и не соответствующих орфоэпич. нормам (см. Орфоэпия); могут соотноситься с комбинаторными изменениями звуков.

В башкирском языке выделяют 4 вида морфонол. явлений:

1) чередование фонем, к‑рое объединяет чередующиеся морфонемы в структуре слова; чередование гласных морфонем связано с законом сингармонизма; чередование согл. представлено в нач. и кон. корневых морфем, напр., [ҡ—м]: “ҡырын-мырын” (неровно) [ҡ]ырын-[м]ырын, [п—б]: “яп” (закрой) я[п] — “ябыу” (закрытие) я[б]ыу и др., а также в нач. и кон. аффиксов, напр., [д— ҙ]: “замандаш” (современник) заман[д]аш — “яуҙаш” (однополчанин) яу[ҙ]аш, [ҡ—к]: “ҡуйҙыҡ” (поставили) ҡуйҙы[ҡ] — “кейҙек” (надели) кейҙе[к]; бол‑во чередований является результатом ассимиляции;

2) усечение основ, характеризующееся количеств. и качеств. изменением гласных, напр., “халыҡ” (народ) ха[лыҡ] — “халҡым” (мой народ) ха[лҡ]ым, “алты” (шесть) ал[ты] — “алтмыш” (шестьдесят) ал[тм]ыш, “һары” (жёлтый) һа[ры] — “һарғылт” (желтоватый) һа[рғ]ылт и др., при редупликации — части первого слова, напр., “туп-тулы” (абсолютно полный) ту[п]-ту[лы], “йоп-йомро” (очень круглый) йо[п]-йо[мро] и др.; а также утратой конечных [д], [т] в заимствованиях, напр., “поезд” пое[зд] — “поезға” (поезду) пое[зғ]а, “власть” вла[ст’] — “власҡа” (власти) вла[сҡ]а и др., и [л], [н] — в местоимениях, напр., “ул” (он) у[л] — “уны” (его) у[н]ы, “мин” (я) ми[н] — “миңә” (мне) ми[ң]ә и др.;

3) наращение морфем, представляющее собой появление на стыке морфем дополнит. (т.н. асемантич., т.е. не имеющей к.-л. значения) фонемы, напр., “икешәр” (по два) ике-[ш]-әр, “олоғай-” (стареть) оло-[ғ]-ай, “кеҫәһе” (его карман) кеҫә-[һ]-е, “әбей-һәбей” (старушки) әбей-[һ]әбей и др.;

4) наложение фонем, наблюдающееся при сочетании одинаковых фонем, одна из к‑рых опускается, напр., “ҡапҡа артында” (за воротами) — ҡапҡ[а]ртында, “ҡара” (чёрный) и “ағас” (дерево) — “ҡарағас” (лиственница) ҡар[а]ғас, “артист” и -тар (показатель мн. ч.) — “артистар” (артисты) артис[т]ар и др.

Лит.: Ишбаев К.Ғ., Абдуллина Г.Р. Башҡорт теленең морфонологияһы. Өфө, 2000; Абдуллина Г.Р. Башкирский язык. Морфонология. Уфа, 2004.

Г.Р.Абдуллина, К.Г.Ишбаев


Разделы языкознания

 

 

 

Яндекс.Метрика