Материалы

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО, служители культа в исламе, профессионально занимающиеся отправлением религ. обрядов и служб. Термин носит условный характер. М.д. Башкортостана находится в ведении Центрального духовного управления мусульман России и Духовного управления мусульман. Формирование М.д. началось с проникновением и распространением ислама суннитского толка среди тюрк. племён. Распространяли ислам муллы, кари или хафизы (чтецы Корана) и проповедники. Числ. и роль М.д. возросла в 14 в. в период офиц. исламизации края. Местные религ. общины возглавляли мухтасибы (см. Мухтасибат), хатыбы (духовное лицо, читающее проповедь в дни пятничных и праздничных молитв), имамы (рук. общей молитвы в мечети и глава мусульм. общины), мударрисы, муэдзины (служитель мечети, призывающий с минарета прихожан на молитву).

После присоединения Башкортостана к России М.д. подвергалось гонениям, часть участвовала в башкирских восстаниях 17—18 вв. С учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания регламентирован порядок назначения М.д. с учётом уровня образования кандидатов, нек‑рых норм шариата, а также местных обычаев и традиций. В 19 — нач. 20 вв. в соотв. с Уставом Департамента духовных дел иностр. исповеданий Мин‑ва внутр. дел М.д. подразделялось на высш. (муфтии, казыи, ахуны; назначалось пр‑вом и содержалось в осн. гос‑вом) и низшее (приходское духовенство: имам-хатыбы, имамы, муэдзины; утверждалось местными властями и содержалось на средства прихожан). К 1800 в Оренбургской губернии насчитывался 1921 служитель ислама, в 1897 — 1017, в Уфимской губернии — 3556. После революции 1917бол‑во М.д. официально признало сов. власть, но несмотря на это в 20—30‑е гг. подвергалось репрессиям, мн. были расстреляны. В респ. в 1936 насчитывалось 342 муллы, 126 муэдзинов, в 1978 — 16 имамов, к 2014 — 1011 имам-хатыбов.

Лит.: Коблов Я.Д. О магометанских муллах. Казань, 1907.

М.Н.Фархшатов


ИСЛАМ

См. также

АХУН

МУЛЛА

МУФТИЙ

КАЗЫЙ

 

 

Яндекс.Метрика