Материалы

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО, мера детонационной стойкости бензинов, равная содержанию (в % по объёму) изооктана в эталонной смеси с н‑гептаном, к‑рая по детонац. стойкости в условиях стандартного 1‑цилиндрового двигателя эквивалентна испытуемому бензину.

Детонац. стойкость изооктана условно равна 100 ед., гептана — нулю. Оценку детонац. стойкости бензинов проводят на установке УИТ‑65, осн. элементом к‑рой является стандартный 1‑цилиндровый карбюраторный двигатель с переменной степенью сжатия. Определение ведут моторным (в жёстком режиме при частоте вращения коленчатого вала двигателя 900 оборотов/мин) и исследоват. (в мягком режиме при частоте 600 оборотов/мин) методами. О.ч. бензина по исследоват. методу обычно выше О.ч. по моторному методу, их разность характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

В Башкортостане в 1941 на Уфим. НПЗ освоено произ‑во изооктана гидрированием диизобутилена — продукции Саратовского НПЗ. В годы Вел. Отеч. войны эвакуир. в Уфу Ин‑т горючих ископаемых АН СССР под рук. А.В.Фроста разработал технологию превращения низкооктановых крекинг-бензинов в авиационные с высоким О.ч. (89—90); впервые в стране внедрена на Уфим. НПЗ. В 1943 введён в эксплуатацию пиролизный завод №411 (см. Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов), на к‑ром начат выпуск пиробензола, используемого как высокооктановый компонент авиац. бензинов.

С 60‑х гг. в УГНТУ проводятся иссл. по разработке технологии произ‑ва неэтилир. высокооктановых бензинов (АИ‑93, АИ‑95, АИ‑98) с заниженным содержанием ароматич. (менее 35%, в т.ч. бензола менее 1%) и непредельных (менее 18%) углеводородов с одновр. повышением их стабильности и О.ч. (К.Г.Абдульминев, А.Ф.Ахметов, М.А.Танатаров). Нефтеперераб. з‑ды РБ выпускают бензины с О.ч. 80—98.

Лит.: Гуреев А.А., Жаров Ю.М., Смидович Е.В. Производство высокооктановых бензинов. М., 1981.

К.Г.Абдульминев


БЕНЗИНЫ

КУМОЛ

 

 

Яндекс.Метрика