Материалы

ОЛЕНЯ КУЛЬТ, религ. почитание, осн. на представлении об определ. родстве между человеком и тотемным животным — оленем, наделении его сверхъестеств. свойствами. У башкир элемент традиц. доисламских верований. Видоизменившись, частично сохранился и нашёл отражение в разл. аспектах традиц. культуры.

Олень (болан) в баш. фольклоре предстаёт в образе спустившегося с неба священного ж‑ного, связанного с культом солнца. В легендах племени гайнаих предки Айна и Гайна с помощью оленей обрели свою родину, освободили солнце из заточения. Образ оленя, несущего на рогах солнце, нашёл отражение в сказке “Кыран-батыр”. В легендах и преданиях сев. башкир олень выступает в роли покровителя рода, защитника детей и сирот, спасителя людей, попавших в беду.

С О.к. связаны многие родинные обряды: башкиры верили в магич. связь между рождением ребёнка и оленем. В эпосе “Кузыйкурпяс менэн Маянхылу" (версия Г.Саляма) олениха является предвестницей рождения детей.

В традиц. баш. поверьях оленьи рога служили оберегами: их прибивали над дверью для благополучного развития плода (у гайна), защиты младенца от злых духов (у усерган), сглаза, обеспечения изобилия и достатка в доме; считалось, что отвар из толчёного оленьего рога помогает женщинам забеременеть, способствует долголетию и приносит счастье. Функцию оберега выполнял орнамент в виде стилизов. изображения оленя и оленьих рогов, широко использовавшийся в декоративно-прикладном искусстве башкир, на хараусах, елянах и др.

О.к. проявляется в поверьях, связанных с традиц. укладом жизни и хозяйством башкир, в к-ром значит. роль играла охота. Охотники верили, что олень понимает человеческую речь, и поэтому на охоте называли его иносказательно “дикая корова" (ҡыр һыйыры). Почитание оленя восходит к представлениям нек-рых родоплеменных групп башкир об олене как первопредке, что проявляется в сохранившихся этнонимах, напр., в назв. родового подразделения борэ (бөрө) племени салъют (термины с основой pur-/bur- у тюрко-монг. народов означают “олень").

О распространённости О.к. на терр. Юж. Урала свидетельствуют археол. находки предметов, выполненных в зверином стиле, одной из центр. фигур к-рого являлся олень (Филипповские курганы, Гумаровский могильник и др.); О.к. был распространён у мн. индоевропейских, кавказских, урало-алтайских и др. народов.

Лит.: Илимбетова А. Культ оленя у башкир //Ватандаш. 2002. №8.

А.Ф.Илимбетова


Текст на башкирском языке


ТОТЕМИЗМ

Яндекс.Метрика