Материалы

ОЛИГОФРЕНИЯ (от олиго... и греч. phren — ум), умственная отсталость, врожд. или рано приобрет. слабоумие, к‑рое выражается в недоразвитии психики. Различают О. неясной этиологии, эндогенно-наследств. и обусловл. экзогенными факторами. В зависимости от выраженности слабоумия выделяют дебильность (лёгкая), имбецильность (ср.) и идиотию (тяжёлая степень). Развитию О. способствуют генетич. факторы, внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и др. вирусные инфекции), воздействие вредных факторов в перинатальный период и первые 3 года жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма и др.). Осн. симптомы: недоразвитие интеллекта, речи, нарушения поведения. Для диагностики используются данные клинич., цитогенетич. и др. методов исследования. Лечение симптоматич., коррекционное (олигофренопедагогика) и др. В профилактич. целях проводится обследование в медико-генетических консультациях. Расстройства психики и поведения, в т.ч. обусловл. О., являются осн. причиной дет. инвалидности.

В Башкортостане на 100 тыс. чел. зарегистрировано больных: в 2008 — 514,1; 2010 — 527,9; 2012 — 534,2. Иссл. по проблемам О. в Башкортостане начали проводиться с нач. 19 в.: описаны проявления раннего слабоумия у детей, изучена распространённость О. в Уфим. губ. (Л.И.Айхенвальд, Н.А.Сокальский). В 1920 в респ. открыта первая спец. школа для умственно отсталых детей (см. Коррекционные школы). Науч. иссл. по проблемам О. ведутся с 70‑х гг.: в БГМУ под рук. Н.А.Борисовой начато проведение медико-генетич. обследования детей (Ф.М.Байбазарова, Н.З.Жогова, Ф.Г.Исхакова, С.А.Михайлова), изучались вопросы лечения О. (Р.Х.Иштуганова); в БГПУ и Институте развития образования ведутся работы по усовершенствованию обучающих программ для умственно отсталых детей (см. Коррекционная педагогика).

В.Л.Юлдашев


Болезни человека

Яндекс.Метрика