Материалы

ОБЩИНА, традиц. форма соц. организации нас., возникшая на основе родственных связей. Характеризуется сочетанием индивид. и совм. владения средствами произ‑ва, полным или частичным самоуправлением. Различают О. родовую, семейную и соседскую (терр., сельскую).

У башкир О. являлась коллективным собственником земли, регулировала хозяйство и быт общинников. В условиях кочевого х‑ва право собственности реализовывалось в форме распоряжения маршрутами кочёвок и пастбищами. Баш. О. имела ряд особенностей: иерархич. многоступенчатость, размытость и подвижность границ между звеньями. Верхним звеном О. являлась волость, образов. на основе племени или кр. рода, ср. — род, ниж. — родовое подразделение, обычно состоявшее из нас. одного аула. Зем. угодья находились в собственности О. (первонач. всей волости), скот, с.‑х. инвентарь, индивид. усадьба — семьи. Главы семейств, обладавшие статусом собственника — асаба, составляли коллектив совладельцев общинных угодий, сообща распоряжались общими землями, но вели собств. х‑во. Отд. семьи имели борти в лесах, отгороженные участки посевов, постройки на местах кочевий и охоты. Башкиры, лишённые прав собственности на вотчину и оказавшиеся за пределами своей О. (напр., за участие в башкирских восстаниях 17—18 вв.) становились припущенниками.

С развитием земледелия и переходом к оседлости пахотные, лесные, бортевые, рыбные и др. угодья, а также места сбора хмеля были поделены на повытья. Между О. распределялись леса и пастбища, местами (гл. обр. в юго‑вост. и юж. р‑нах, где сохранились традиции кочевничества) существовали общие для неск. деревень терр. летних кочевок, общие для всей волости участки промыслового леса. Наиб. важные вопросы жизни О. решались на йыйынах, курултаях. Постепенно распадаясь, О. уменьшалась, пока осн. единицей не стал аул или аул с выселками. В нек‑рых кр. селениях со сложным социально‑этнич. составом существовало неск. О. (напр., в д.Иштуганово Стерлитамакского уезда в нач. 20 в. было 3 О.: баш., тат. и рус.). О. контролировала поступления в казну налогов, обеспечивала проведение обществ. работ по благоустройству селений, стр‑во местных дорог и мостов, осуществляла возведение мечетей и складов для хранения общих запасов зерна, решала вопросы обучения детей, проведения обществ. молений и праздников, организовывала в ауле противопожарную охрану и помощь погорельцам. Для осуществления трудоёмких работ объединялось неск. О. Большую роль в О. играли круговая порука, обычай взаимопомощи (см. Помочь), продолжавший традиции родовой солидарности. Мн. семейные обряды также проводились с участием всей О. К кон. 19 в. О. постепенно становится неоднородной: наряду с членами, связанными кровнородств. узами и составлявшими ядро О., в неё стали входить представители др. родов, нередко и др. народов. В результате она всё больше обретала черты соседской О. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение постепенно заменялось частным крестьянским. Окончательно О. была ликвидирована в ходе коллективизации.

Ф.А.Шакурова


ПОВЫТЬЕ

ПРИПУЩЕННИКИ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА башкирского общества

 

Яндекс.Метрика