Материалы

ОБЕРЕГ, предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от разл. бедствий, приносить удачу. В качестве О. использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Функцию О. также выполняли символы (тамга), имена и применяемые, как правило, в обрядах заговоры, приговоры, молитвы, напевы. Разл. формы О. могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, О. может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиб. уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот — от падежа и хищников.

У башкир вера в магическую силу О. восходит к доисламским верованиям. В качестве О. использовали различные части тела тотемных ж‑ных и птиц. Клыки и шерсть волка, медведя или оленя, перья и когти лебедя, гуся нашивали на одежду, подвешивали к колыбели; конскую подкову прикрепляли на воротах или над дверью, череп лошади, волка, медведя — к столбам загонов, выставляли на пасеках, скотных дворах, череп волка закапывали под фундамент дома или под ворота.

В качестве О. широко использовались разл. метал. предметы (нож, ножницы, иголки, наконечники стрел), поскольку считалось, что металл, в особенности серебро, обладает магическими, защитными свойствами. Роль О. выполняли традиционные украшения и используемые в них серебр. монеты и раковины каури. О. служили мешочки с пуповиной (кендек бауы) или плацентой новорождённого, закатанные в шерсть зародышевые волосы младенца, к‑рые прятали в укромном месте, вшивали в амулет, отправляясь в дорогу, пришивали к вороту рубахи или карману.

Разл. растения (душица, можжевельник, берёзовая чага, шиповник и др.) раскладывали в качестве О. в углах дома или окуривали дом их дымом. Функцию О. выполняли определённые цвета (красный, чёрный, белый), к‑рые использовали при декорировании одежды, головных уборов, хараусов, кошм, ковров и др.

Ф.Ф.Фатыхова

АМУЛЕТ

Традиционные украшения

Яндекс.Метрика