Материалы

НЕМЦЫ (самоназв. дойче), народ, основное население Германии. Числ. Н. в 1989 в РСФСР составила 842 тыс., в 2002 в РФ — 597,2 тыс., в 2010 — 394,1 тыс. человек. В БАССР в 1989 проживало 11 тыс., в РБ в 2002 — 8,2 тыс., в 2010 — 5,9 тыс. человек. В РБ (данные на 2010; чел.) Н. наиболее компактно проживают в гг. Уфа (1638), Октябрьский (754), Стерлитамак (527), Салават (291), Ишимбай (245), Белебей (149), Нефтекамск (136), г.Давлеканово и Давлекановском р‑не (349), г.Туймазы и Туймазинском р‑не (344), г.Белебей и Белебеевском р‑не (149), Благоварском (347), Альшеевском (97), Уфим. (96) р‑нах. Бол-во Н. владеет русским языком, немецким языком, часть — башкирским языком, татарским языком. Осн. часть верующих Н. исповедует католицизм, часть — протестантизм.

В Башкортостане первые поселения Н. появились в 17 в. и были связаны с их службой в Уфим. гарнизоне. В Уфимской губернии нем. нас. в осн. проживало в Белебеевском и Уфимском уездах; в Оренбургской губернии — Оренбургском уезде. По данным переписей числ. Н. составила: в 1897 в Уфим. губ. — 1,1 тыс. чел., в Оренб. губ. — 5,5 тыс.; в БАССР в 1926 — 6,5 тыс., в 1939 — 6,3 тыс., в 1959 — 12,8 тыс., в 1970 — 12,1 тыс., в 1979 — 11,3 тыс. человек. В годы Великой Отечественной войны в БАССР были переселены Н. из ликвидированной АССР немцев Поволжья.

Основной отраслью х‑ва было земледелие: возделывали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо, гречиху, картофель, фасоль и горох, из техн. культур — лён и коноплю. Из овощных культур выращивали лук, чеснок, капусту, огурцы, морковь, сеяли также табак. Для вспашки земли использовали многолемешный жел. заводской плуг, лёгкую маневренную косулю с широким жел. лемехом, сохи разл. типов. Сеяли вручную, уборку урожая производили с помощью серпов, в зажиточных хозяйствах имелись жатвенные машины, сноповязалки. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Занимались пчеловодством, рыболовством и охотой. Были развиты ремёсла: изготовление мебели, пошив обуви и одежды, выделка кожи и меха, произ‑во шорных изделий, кузнечное дело, пивоварение. Женщины занимались вязанием, вышивкой и др.

Нем. поселения (колонии) были линейной планировки, в центре села обычно строили школу, перед ней устраивали небольшую площадь. В степных районах нем. переселенцы строили глинобитные дома или из саманных кирпичей, в лесных районах срубные. Крышу делали 2‑ или 4‑скатную, крыли чаще соломой, реже черепицей, досками, позднее — железом. Стены обмазывали глиной, белили известью. Интерьер составляли дер. широкая кровать с высокими спинками, диван (пелзнанк), имевший вид лавки с откидной спинкой, шкаф для посуды. Украшением интерьера являлись вышитые и вязаные салфетки, скатерти, занавески, полотенца, подзоры и др. На терр. усадьбы строили летнюю кухню (с печью для выпечки хлеба). Баня, коптильня, сараи и скотный двор были объединены под одной крышей.

Традиц. жен. костюм Н. состоял из белой полотняной рубахи (хемд), корсажа (ляйбхен, мидер) с вырезом и шнуровкой спереди, нагрудника (брустшмук), украшенного вышивкой, реже бисером, блёстками, жакета или кофты (кофтхе, хофта), юбки (рок), передника (шюрце). На рубаху надевали нагрудник, поверх него корсаж, затем короткий жакет, доходящий до талии. Юбки изготавливались из льняного, конопляного, шерстяного полотна в осн. тёмно-синего или чёрного цветов с тонкими белыми и бордовыми полосками. В праздники надевали атласные и кашемировые юбки, нарядный длинный белый передник из батиста, кисеи, украшенный тканым рисунком. Верхней одеждой служили стёганые ватные полупальто (фуфайка), из сукна или драпа (геш, геххе, хальбпалето, шванцкофтхе). Традиц. головными уборами женщин были чепец (хаубе), ситцевая косынка (хальстух, копфтух), в холодную погоду поверх них одевали тёплый вязаный платок, шаль. Летом носили соломенные шляпки (штроххут). Жен. обувью были невысокие кожаные башмаки (нидриге шуэ) на шнуровке, без каблука и туфли.

Традиц. нем. муж. костюм состоял из рубахи (хемд, хемп; без воротника с прямым или диагональным вырезом ворота) и штанов (хозен), поверх рубахи надевали короткий или длинный жилет (весте), пиджак (беншак, пидшак, рок) или кафтан, галстук (хальстух). Одежду шили из холщовой, хлопчатобумажной или шерстяной ткани тёмных цветов. В зимнее время одевали короткие полушубки (пельце), крытые сукном, длинные тулупы, утеплённые стёганые ватные полупальто (хальбпалето). Головными уборами мужчин служили суконная фуражка (картус), шляпы из фетра с небольшими полями и широкополые соломенные. В холодное время года одевали шапки из сукна, войлочные (филлькаппе, филльхут), меховые шапки‑ушанки (каппе мит флигель, филгелькаппе) и с отворотами (шафпельцкаппе). Наиб. состоятельные Н. носили шапки из белого меха (вайсе пудделькапп). Повседневной обувью были кожаные башмаки (поршни), вязаные туфли (хаусшуэ) на кожаной подошве. Зимой женщины и мужчины носили валенки (филльштифель) и невысокую валяную обувь (филльшуэ).

Основу питания Н. составляли продукты земледелия (зерновые, овощи, фрукты) и животноводства. Для выпечки хлеба готовили закваску из хмеля. В рационе преобладали картофель, репа и разл. блюда из них, ржаной и пшеничный хлеб, мучные изделия (лапша, клёцки и т.п.), каши. Из мяса готовили колбасы и сосиски. На зиму заготавливали квашеную капусту, коптили сало, мясо, рыбу. Наиб. распространённые напитки — кофе со сливками, чай, минеральная вода, пиво. Традиц. блюда — суп с лапшой (нудль) или клёцками, щи с галушками, голубцы с мясом, вареники с творогом. По праздникам готовили свинину или гуся с тушёной капустой, печёный окорок, котлеты, холодец, колбасу и др., пекли сырники с морковью, пудинг с изюмом или орехами, запеканки, пироги (кухен) с разл. начинками, рулеты (штрудель), печенья, пряники, торты, делали конфитюры и др.

Непосредственное управление в колониях осуществлялось окружными и сел. приказами. Колонисты каждой колонии составляли мирское об‑во, в к‑ром устанавливался мирской сход, состоящий из представителей от каждого двора.

В семейно‑брачных отношениях Н. до 19 в. сохранялись большие многодетные семьи, состоящие из неск. поколений ближайших родственников. Во главе семьи был отец или старший по возрасту. Члены большой семьи были помимо родственных уз связаны совм. проживанием и общим ведением х‑ва. С кон. 19 в. у Н. преобладала малая патриархальная семья. В семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына‑наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства. Для обществ. жизни Н. характерны разл. ферейны (группы по интересам, землячества и др.).

Традиц. праздниками Н. являлись Праздник урожая, Рождество, Новый год, Пасха. Праздник урожая отмечался обычно в кон. окт. — нач. ноября. В этот день церковь или молитвенный дом украшались лучшими плодами нового урожая, венками из колосьев пшеницы последнего сжатого снопа.

Наиб. яркие обряды Н. связаны с проведением свадьбы, включающей сватовство, помолвку, вечер перед свадьбой (польтерабенд), осн. свадебное торжество. Традиц. свадьба продолжалась 2—3 дня.

В устном нар. творчестве преобладают короткие комические рассказы (шванки), сказки, саги, очень популярны нар. танцы и песни. Широко распространены обрядовые свадебные песни и танцы. Пению отводится значит. роль как одному из средств воспитания подрастающего поколения. Традиц. муз. инструментами Н. являются гармоника, фисгармония, скрипка, кларнет, гитара и др.

Открытие первой нем. школы на терр. Башкортостана связано с развитием горнозаводской промышленности в России. В 1811 в Троицком у. Оренб. губ. была открыта школа для нем. мастеров, приглашённых из Германии для работы на Златоустовской оружейной фабрике. В 1900 в Оренб. губ. насчитывалось 17 нач. школ колонистов. В 1908 в Уфим. губ. было открыто центр. нем. уч‑ще (центральшуле) в д.Давлеканово Казангуловской волости. По Всерос. переписи 1897 среди Н. Уфим. губ. насчитывалось ок. 1080 грамотных (в т.ч. ок. 120 с образованием выше начального), Оренб. губ. — ок. 5450 (ок. 190). После образования БАССР на терр. респ. в 1926 насчитывалось ок. 4 тыс. грамотных Н. В 1926—27 уч. годах в Уфим. кантоне действовало 4 нем. школы 1‑й ступени, в Белебеевском кантоне — 1. С кон. 80‑х гг. 20 в. в СССР начинают открываться школы с изучением нем. языка как родного. В 1996—97 уч. году в РБ действовало 3 таких школы, в 2004—05 — 4. Ныне как родной нем. язык преподают в Уфе в гимназии №86, в Благоварском р‑не в ср. школах сс. Пришиб и Тан, нач. школах в сс. Алексеевка, Новоникольское, д.Викторовка.

Для содействия этнического возрождения рос. Н. в 1989 был создан культ.-просветит. союз немцев РБ “Видергебурт”, в 1998 — в с.Пришиб нем. историко-культурный центр “Алексеевский”, с 2005 в Уфе действуют об‑во “Башкортостан—Германия”, фольк. анс. “Фолькскланг”.

Лит.: Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Немцы в Башкирии //Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. Уфа, 1989; Григорьев Д.В. Немцы Башкортостана в конце XIX—XX вв. Уфа, 2002; Мухаметзянова Р.М. Немецкие национальные школы в Башкирии на рубеже XIX—XX века //Археография Южного Урала: материалы IV Межрегион. науч.‑практ. конф. Уфа, 2004.

Илл. Традиционный женский костюм немцев. Музей Союза немцев РБ “Видергебурт” (с.Пришиб Благоварского р‑на, 1996)

 

ГЕРМАНИЯ

ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ

“ВИДЕРГЕБУРТ”, союз немцев РБ

ПРИШИБ, село в Благоварском р-не

Народы Башкортостана

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика