Материалы

НАГАЙБАКИ (самоназв. нагайбэклэр), этногр. группа в составе кряшен. Числ. Н. в 2002 в РФ составляла 9,6 тыс. (в осн. проживают в Нагайбакском и Чебаркульском р‑нах Челяб. обл.), в РБ — 40; в 2010 — 8,2 тыс. и 38 человек соответственно. Язык Н. относится к ср. диалекту татарского языка. Верующие Н. исповедуют православие.

Первые поселения Н. на терр. Башкортостана появились во 2‑й пол. 17 в. вдоль Закамской черты. В 18 в. Н. были переведены в казачество, освобождены от уплаты ясака и получили право владения землёй. С кон. 18 в. Н. жили в Белебеевском уезде; в 1842 были переселены в Верхнеуральский, Троицкий и Оренбургский уезды. По данным Оренбургской епархии, числ. Н. к нач. 20 в. составляла ок. 12 тыс. человек. Вед. роль в х‑ве Н. играло пашенное земледелие в сочетании с развитым скотоводством. Возделывали пшеницу, овёс, рожь, ячмень, коноплю, лён. Осн. земледельческими орудиями труда были плуг, борона, серп, коса‑литовка. Скот‑во носило пастбищно‑стойловый характер. Было развито птицеводство (куры, гуси, утки, индейки). Занимались также добычей камня, извозом, изготовлением экипажей, торговлей. Традиц. поселения Н. (деревни, сёла) располагались на берегу рек, имели улично‑квартальную планировку. Бол‑во усадеб представляли собой единый комплекс, состоящий из жилого дома и хоз. построек. Были распространены 4‑ и 5‑стенные срубные и саманные жилища с 2‑ или 4‑скатными крышами. Стены домов обмазывались глиной и белились. Осн. элементами интерьера являлись иконы, печь, сундуки, нары, дер. кровати, шкафы для посуды; во внутр. убранстве жилища широко использовались кошмы, занавески, пологи, полотенца.

Традиц. жен. костюм состоял из туникообразной рубахи из тёмно‑красной пестряди в мелкую чёрно‑белую или сине‑чёрную клетку с нижней оборкой. Поверх рубахи надевался передник из пестряди в более крупную клетку с узкой грудкой. Нижнюю одежду шили из полосатой пестряди. Верх. одеждой служил зилян из цв. плиса, бархата, кашемира, подпоясанный кушаком. Весной и осенью носили приталенный чекмень из белого или чёрного сукна. При декорировании одежды использовали узорное тканьё и аппликацию. Из верх. муж. одежды были распространены казакины, короткополые бешметы, приталенные пальто, суконные чекмени. Ниж. одежду составляли туникообразная белая или пестрядинная рубаха‑косоворотка и штаны. Из головных уборов летом мужчины носили фуражку, зимой — каракулевую чёрную папаху. Муж. свадебная одежда состояла из белой рубахи с вышивкой на воротнике и манжетах, пестрядинных штанов. Зимой мужчины и женщины носили дублёные шубы. Традиц. девичьим головным убором являлся колпак из толстых х.‑б. или шерстяных ниток белого цвета, лобная часть к‑рого орнаментировалась фигурной вязкой, его носили в комплексе с позументной головной повязкой и накосником из холста, обшитого сатином и украшенного монетами. Головной убор замужних женщин состоял из чепчика, височного монетного украшения и покрывала. Наиб. распространённой обувью были калоши, лапти, к‑рые часто крепили на дер. подошву и обшивали изнутри войлоком. Зимой носили лапти с байпаками, сшитыми из собачьей шкуры, и суконными чулками. Традиц. украшениями были расшитый монетами нагрудник, пластинчатые гравированные браслеты с подвесками из монет или собранные из них. Кольца также украшались подвесками из монет.

В кухне Н. наиб. широко были распространены мучные и крупяные изделия. Традиц. пищей были суп‑лапша и крупяная, чаще пшеничная, каша на мясном бульоне или на воде, с добавлением жира и кислого сыра. Мясные блюда готовились в осн. из баранины, телятины или мяса домашних птиц. Из молока изготовляли катык, корот, сметану, айран, творог; употребляли в пищу молозиво. В 19 в. у Н. были распространены две формы семьи: большая и малая. В семейном быту сохранялись патриарх. традиции. Браки совершались по сватовству, бытовало умыкание. Наиб. яркие обряды Н. связаны с проведением свадеб. Праздновались Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др. До нач. 20 в. сохранялись традиц. религ. верования, обряды и обычаи, жертвоприношения: общие моления на лугах, обряды поминовения предков и др. Разнообразно устное нар. тв‑во (баиты, сказки, песни, притчи и др.), особенностью муз. фольклора является хоровое пение.

А.Ф.Галеев

КРЯШЕНЫ

НАГАЙБАКСКАЯ КРЕПОСТЬ

Народы Башкортостана

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика