Материалы

МАРИЙЦЫ (самоназв. мари, марий), народ, осн. население Респ. Марий Эл. Числ. М. в 1989 в РСФСР — 643,7 тыс., в Мар. АССР — 324,4 тыс.; в 2002 в РФ — 604,3 тыс., в Респ. Марий Эл — 312,2 тыс.; в 2010 — 547,6 тыс. и 290,8 тыс. чел. соответственно. В Башкортостане в 1989 — 105,7 тыс., в 2002 — 105,8 тыс., в 2010 — 103,6 тыс. человек. В Башкортостане наиболее компактно проживают (данные на 2010; чел.) в гг. Нефтекамск (13,1 тыс.), Уфа (9,1 тыс.), в г.Бирск и Бирском (12,5 тыс.), Мишкинском (18,1 тыс.), Калтасинском (11,9 тыс.), Краснокамском (7,4 тыс.), Шаранском (4,4 тыс.), Дюртюлинском (3,9 тыс.), Янаульском (3,4 тыс.), Благовещенском (3,3 тыс.) и др. районах. Бол‑во М. владеет русским, марийским языком, часть — башкирским, татарским языком. Осн. часть верующих — приверженцы “марийской веры" (чимарий), сочетающей христианство с традиц. мар. верованиями, часть исповедуют православие. М. делятся на три субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско‑Вятское междуречье) и восточные (терр. Башкортостана). Вост. М. подразделяются на локальные подгруппы: приуральские (урал марий), прибельско‑уфим. (упо марий), икско‑сюньские (белебей марий) и прикамские (чолман марий). Массовое переселение М. на Урал началось во 2‑й пол. 16 в., после завоевания Россией Казанского ханства и продолжалось до кон. 18 в. В Уфимской губернии мар. нас. компактно проживало в Бирском, Мензелинском и Уфимском уезде. По данным переписей, числ. М. составила: в 1897 в Уфим. губ. — 80,6 тыс., в 1939 в БАССР — 90,2 тыс. человек.

Ведущей отраслью х‑ва являлось земледелие: возделывали рожь, овёс, ячмень, пшеницу, просо, горох, гречиху, коноплю, с сер. 19 в. — картофель. Осн. земледельческими орудиями труда были борона, коса, мотыга, соха. Вспомогат. роль играли скот‑во и птиц‑во. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством, разл. ремёслами (обработка конопли и льна, ткачество, плетение, вязание, вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело). Традиц. поселения М. (илем) были малодворными, располагались на берегу рек, имели кучевую планировку (до сер. 19 в.). Селились небольшими семейно‑родовыми группами, несколько родственных поселений образовывали куст деревень. Жилища представляли собой 1‑, 2‑, 3‑камерные срубные избы (порт) с 2‑скатной крышей или сдвоенные дома (вашпорт), состоящие из двух изб под одной крышей, соединённых сенями. Крышу крыли тёсом, корой или соломой. Интерьер дома составляли печь (конга) справа от входа, обращённая устьем к передней стене, широкие нары (куго олымбал), стол, лавки, полки для посуды, сундук. Почётным в домах М. считалось место слева от входа. Во внутр. убранстве жилища широко использовались тканые и вышитые полотенца, подзоры, занавески, паласы. К дому примыкали клети, амбары, погреба; в глубине двора располагались хлев (вича), крытые навесы (леведыш, леваш), в отдалении от дома — баня (монча). Этнич. своеобразие усадьбе придавала бревенчатая крытая корой изба (кудо), выполнявшая функцию летней кухни, в к‑рой размещался открытый очаг с подвеш. котлом; она считалась семейным святилищем, местом обитания духа‑покровителя (кудо водыж).

Традиц. жен. костюм М. состоял из туникообразной рубахи (тувыр), распашного кафтана (шовыр), штанов (йолаш), плетёного пояса (ушто), поясных украшений и передника (ончылсакыш, ончылшовыч). Рубаха украшалась тканым узором или вышивкой (использовались нити преим. тёмно‑кр. или тёмно‑синего цвета). Рубахи у вост. М. имели отрезную талию и пышный подол, на к‑рый нашивались оборки из цв. тканей; ворот обшивался разноцв. лентами. Передник украшался тканым узором, лентами, позументом. Верх. одеждой служили суконные кафтаны (мыжер), овчинные шубы (кюрык). Традиц. головной убор состоял из вышитой и украшенной бисером полосы ткани, скреплённой с одного конца в виде остроконечного колпака (шымакш, шынгашович); сверху надевали платок (солык, ялук). Праздничным жен. головным убором прибельско‑уфим. М. была шапочка (такия), расшитая монетами и бусами, икско‑сюньских М. — шлемовидный убор с накосной лентой, украш. бисером и монетами. Украшениями служили нагрудники из монет и бисера (сога), подвески из монет, бус, ракушек, серьги с бусинами, разноцв. шерстяными кистями и крашеным пухом, ожерелья, браслеты, кольца, а также почкама (кусочек кожи, обшитый монетами и бисером; выполнял роль оберега). Традиц. муж. костюм состоял из туникообразной рубахи, пояса, штанов и кафтана. Ворот и подол рубахи украшались вышивкой. Головными уборами служили отороченные мехом шапки (упш), войлочные шляпы, фуражки. Повседневной и праздничной обувью были лапти (йыдал, йондал), к‑рые носили с белыми, чёрными онучами (ыштыр) или белыми суконными чулками. Обрядовой считалась одежда из белого конопляного холста: рубаха (ош вынер тувыр) и распашной кафтанчик прямого туникообразного покроя.

Традиц. мар. кухня основана на сочетании продуктов земледелия (зерновые и овощные культуры) и скот‑ва (мясные и молочные продукты); специфично сочетание молока с овощами и зеленью. Были распространены крупяные, овощные, грибные и рыбные супы (шюр), заправл. зеленью, простоквашей или сметаной, каши на молоке или мясном бульоне (пучымыш), мучные и толокняные густые каши (немыр, пушто), кисели (кышал). К праздничным и ритуальным блюдам относились суп с клёцками (лашка, лашка шюр), пресные лепёшки (эгерче, шергинде), слоёные блины (команмелна). Традиц. напитки — настои и отвары из ягод и трав, хлебный квас (шово), айран (йыра), пиво на ячменном солоде и хмеле (пура).

В семейно‑брачных отношениях М. сохраняли традиц. черты: до нач. 20 в. встречались большие патриархальные неразделённые семьи (до 40 чел.). Брак был патрилокальным, встречались сорорат и левират, жена могла быть гораздо старше мужа. Традиц. праздники связаны с земледельч. календарём: праздник сохи (ага пайрем), нового хлеба (у кинде пайрем) и др. Для традиц. верований М. характерны культ предков, поклонение разл. божествам: Большому Богу (Кугу Юмо), Богу неба (Кава Юмо), Матери воды (Вюд Ава), Матери жизни (Шочын Ава) и др. В священных рощах проводили обществ. моления, жертвоприношения. Традиц. музыкальные инструменты: свирель (шиялтыш), волынка (шювыр), барабан (тумыр), гусли (кюсле), дер. трубы (пуч) и др. Фольклор представлен песнями, сказками, легендами и преданиями об эпических героях, родо‑племенных богатырях и др.

В РБ действуют Региональная мар.‑нац. культ. автономия “Эрвел Марий”, мар. историко‑культурный центр “Мишкино”, базовая библиотека по обслуживанию мар. населения в с.Мишкино Мишкинского р‑на, фольк. коллективы (анс. танца “Курзе марий", “Эрвел", “Эрвий" и др.); проводятся фестивали мар. фольклора, нац. культуры “Мурпеледыш" и др. Издаётся газ. Чолман" на мар. языке.

Г.И.Ибулаев

МАРИЙ ЭЛ

МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК

МАРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ФОЛЬКЛОР МАРИЙЦЕВ

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ

“ЭРВЕЛ МАРИЙ”, обществ. организация марийцев

Народы Башкортостана

 

Яндекс.Метрика