Материалы

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, направление в языкознании, изучающее проблемы соотношения языка и мышления; роль яз. в познават. процессах; способы организации и представления в яз. разл. типов знаний, залож. в лексич. и граммат. семантике, и др. Теория К.л. сформировалась под влиянием функц. лингвистики, исследующей принципы классификации языковых категорий и группировки лексич. ед. на основе общности их семантич. признаков и функций (семантич., лексико-семантич., межчастеречные и др. типы полей; см. также Функциональная грамматика). Развивается в тесной связи с когнитивной психологией, культурологией, логикой, нейрофизиологией, философией и др.

Ведущим принципом К.л. является антропоцентризм, согласно к‑рому центр. место в языковой системе занимает языковая личность (человек как совокупность культ., психич., соц., этнич. компонентов, отражённых в его языке). К.л. способствует укрупнению семантики: языковое значение соотносится с понятием концепта – осн. категорией К.л., абстрактной ед. человеч. памяти, отражающей субъективный опыт в процессе познания. Концепт выражается в яз. при помощи отд. слов, синтаксич. конструкций, текстов и т.д. и имеет образ своего типичного представителя (прототип). Совокупность вербализов. концептов образует концептосферу, лежащую в основе построения языковой картины мира.

В РБ К.л. развивается с 1990‑х гг. Впервые принципы когнитивного описания яз. использованы в иссл. Т.А.Кильдибековой, разработавшей типологию номинации в языке и структуру когнитивного словаря (см. Лексикография, Словари). Вопросам К.л. посвящены тр. З.М.Дударевой, М.В.Зайнуллина, Л.М.Зайнуллиной, С.В.Ивановой, В.М.Калимуллиной, Р.А.Каримовой, Р.З.Мурясова, А.Р.Мухтаруллиной, Л.А.Сергеевой, Р.Х.Хайруллиной, З.З.Чанышевой, В.А.Шаймиева, С.Г.Шафикова, Е.А.Яковлевой и др. Учёными осуществляется концептуальный анализ лексики и фразеологии: описание вербальной репрезентации ситуативно связ. концептов (“видеть", “внешность", “говорить", “деятельность", “жить" и др.) и концептосфер (“внутренний мир человека", “время" и др.) с опорой на речевую деятельность. В области грамматики когнитивный метод используется при изучении грамматических категорий, дериватов (см. Словообразование), частей речи, что позволяет обнаружить дополнит. признаки концептов. Сочетаемость слов выдвигает проблему соотношения словаря и текста: прослеживаются аспекты взаимодействия когнитивных систем автора и читателя или говорящего и слушающего в структуре текстов разл. типа. К.л. анализирует языковые универсалии и выступает в качестве основы сопоставит. иссл., выявляющих типы значения конкретного языка и нац. специфику концепта (на материале русского языка в сравнении с башкирским языком, английским языком и французским языком).

Лит.: Гафарова Г.В., Кильдибекова Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка. Уфа, 1998; Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2002; Кильдибекова Т.А. Функционально-когнитивный словарь русского языка (языковая картина мира). М., 2013.

С.В.Овчинникова

 


Языкознание: области и направления исследований

Яндекс.Метрика