Материалы

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творч. деят‑сти и эмоц.-ценностном отношении к миру; необходимое условие деят‑сти личности и общества по сохранению и развитию матер. и духовной культуры. О. подразделяется на общее О.: дошкольное, начальное, осн. и среднее образование; проф. О.: среднее профессиональное и высшее образование; дополнит. О.; проф. обучение. Типы образоват. орг‑ций: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, ср. спец. и высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения профильного обучения.

В Башкортостане развитие О. связано с проникновением ислама, что сопровождалось распространением мектебов и медресе. С 20‑х гг. 18 в. открывались уч. заведения с обучением на рус. яз. в Уфе (словесная и цифирная школы) и г.Оренбург (школа “татарских учеников” и инженерная школа). В сер. 30‑х гг. учреждены первые правительств. уч. заведения для нерус. нас. (“арабские” и “калмыцкие” школы в Оренбурге), в 50‑е гг. открыты горнозаводские школы и училища. Объявление О. общегос. делом, принятие первых школьных уставов в кон. 18 в. способствовало увеличению кол‑ва рус. уч. заведений. В 1789 в Уфе учреждено Главное народное училище, в гг. Мензелинск, Оренбург, Челябинск — малые народные училища. С созданием Мин‑ва нар. просвещения (1802) терр. России разделена на учебные округа, в каждом из к‑рых создавалась 4‑ступенчатая система обучения: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. В 1825 в Оренбурге учреждено Неплюевское воен. уч‑ще. С образованием Уфим. епархии были открыты Духовная семинария, Духовное мужское училище, церковно-приходские школы и др. В Оренбургской губернии к отмене крепостного права насчитывалось 253 рус. уч. заведения (233 нач. и 3 ср. общеобразоват., 17 проф.), в к‑рых обучалось 9489 человек. Дети нерус. народов практически оставались вне правительств. школы, умеющие читать и писать по-русски составляли 2—3%. Меры по развитию образования на рус. яз. среди башкир предпринимались команд. Башкиро-мещерякского войска, к‑рое добилось выделения 20 вакансий в Казанских гимназии и ун‑те, 30 — в Оренб. Неплюевском кадетском корпусе, 10 — в С.‑Петерб. повивальном ин‑те и т.д. В кон. 30‑х — нач. 40‑х гг. ок. 300 баш. юношей направлены в Москву, С.‑Петербург, Оренбург, Казань и Ижевск для обучения разл. ремёслам. Башкирам было разрешено за счёт войска посылать детей в уездные и городские училища; для них учреждались кантонные школы.

К сер. 19 в. в Башкортостане система О. включала военное, горное, духовное, медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное, техническое, юридическое, коммерч., ремесленное и др. формы образования. В соотв. с реформой образования 1864 (см. Реформы 6080‑х гг. 19 в.) было провозглашено равенство всех граждан независимо от национальности, происхождения, пола и религ. убеждений при получении О. любого уровня, ограничено влияние церкви, упорядочено школьное управление и т.д. С 1870 стали открываться инородческие школы, в основу организации к‑рых легла система Н.И.Ильминского. При нек‑рых медресе вводилось преподавание русского языка: открывались т.н. русские классы. Для улучшения организации О. в нерус. школах в 1871 в Казанском, в 1875 в Оренб. уч. округах были учреждены должности инспекторов тат., баш., казахских школ, в обязанности к‑рых входили сбор сведений о школах, составление и издание учебников на яз. нерус. народов. В целях усиления контроля инородч. и мусульм. школы были переданы в ведение Мин‑ва нар. просвещения (до 1874 в ведении Мин‑ва внутр. дел). В кон. 19 в. возникло движение за обновление содержания, форм и методов обучения в мектебах и медресе (см. Джадидизм), в ходе к‑рого были введены звуковой способ обучения грамоте, классно-урочная система преподавания, новые дисциплины. Для подготовки учительских кадров открылись Бирская инородч. учительская школа, Уфим. татарская учительская школа, Благовещенская учительская семинария, учительские семинарии в гг. Белебей (см. Белебеевский педагогический колледж), Оренбург, Челябинск, Троицк, учительские институты в Уфе и Оренбурге. Увеличилось кол‑во прогимназий, гимназий, реальных училищ и др. В 1900 в Уфим. и Оренб. губ. насчитывалось 2144 нач. (118,7 тыс. уч‑ся), 16 ср. (4,3 тыс. уч‑ся) и 20 спец. (2,5 тыс. уч‑ся) уч. заведений; в 1913 — 3439 нач. (222,8 тыс. уч‑ся), 35 ср. (12 тыс. уч‑ся) и 36 спец. (3,9 тыс. уч‑ся) уч. заведений. По уровню грамотности населения Уфим. губ. занимала одно из последних мест среди губерний Европ. России. Ср. и высш. О. для нар. масс оставалось недоступным.

После революции 1917 система О. была изменена. Уч. заведения национализированы и переданы в ведение НК просвещения. В соотв. с “Положением о единой трудовой школе" (1918) все типы низших и ср. проф.-техн. уч. заведений преобразованы в единую труд. школу с разделением её на 2 ступени. В 1919 открылись первые дошкольные учреждения. Также действовали договорные школы, школы крестьянской молодёжи и др. Создавались национальные школы. В сер. 30‑х гг. в образоват. учреждениях организовано обучение на 12 языках. К 1927 на башкирском языкебыли изданы 12 учебников, в т.ч. Алифба, “История башкир", “Грамматика и синтаксис башкирского языка", “Математика" (в 6 ч.), “География Башкирии". В 30‑е гг. в целях подготовки кадров работников просвещения действовало 15 пед. техникумов, в т.ч. 5 баш., 5 рус., 3 тат., 1 чувашский, 1 марийский (в 1938 реорганизованы в педагогические училища), Педагогический институт им. К.А.Тимирязева, Баш. ин‑т повышения квалификации кадров нар. образования (см. Институт развития образования). В 1941 насчитывалось 4867 нач., неполных ср. и ср. школ (627 тыс. уч‑ся), 58 техникумов и уч‑щ (16 тыс. уч‑ся), 7 вузов (3,3 тыс. студентов). В годы сов. власти в респ. решена задача ликвидации неграмотности, осуществлено всеобщее нач. (к 1933), семилетнее (к 1953) и ср. (с 1976) О., сложилась единая система непрерывного О.

Начало новому этапу в истории О. было положено в 90‑е гг. с принятием законов РБ “Об образовании" (1992, утратил силу в 2013), “О языках народов Республики Башкортостан” (1999), “Программы развития образования в РБ на 1993—1998 гг.". Конституцией РБ закреплены бесплатность и обязательность осн. О.

В респ. действует закон “Об образовании в Республике Башкортостан" от 1 июля 2013; реализуются нац. проект “Образование” (с 2006), в рамках к‑рого гос. поддержку получают учителя-новаторы, талантливая молодёжь и лучшие образоват. учреждения, Гос. программа “Развитие образования Республики Башкортостан” на 2013—17, целевая программа “Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан” на 2012—16 и др. В образоват. учреждениях респ. организовано обучение на 6 яз., 14 родных яз. изучаются как предмет, при разработке уч. планов учитываются нац. особенности республики. Открыто 17 нац. воскресных школ. Наиб. одарённые школьники и студенты участвуют в междунар. образоват. проектах (“Ассоциированные школы ЮНЕСКО” и др.). В соотв. с Болонской декларацией в вузах вводится бакалавриат и магистратура.

Респ. система О. включает 1664 дошкольных образоват. учреждений, 1587 общеобразоват. школ и школ-интернатов (429,6 тыс. уч‑ся), 12 вечерних школ (4,3 тыс. уч‑ся), 5 негос. общеобразоват. учреждений (881 уч‑ся); 83 гимназии, 58 лицеев, 3 кадетских учреждения (92 тыс. уч‑ся); 84 ПУ и проф. лицеев, 75 гос. ср. спец. уч. заведений (2013). Действует 26 детских домов. Подготовку специалистов с высш. проф. образованием осуществляют 10 гос. самостоят. высш. уч. заведений и 18 филиалов гос. вузов гг. Москва, Екатеринбург, Магнитогорск, Оренбург, Самара, Челябинск (136,5 тыс. студентов). Негосударственные учебные заведения представлены 3 самостоят. вузами и 7 филиалами (16,4 тыс. студентов). Числ. профессорско-преподават. состава гос. и негос. вузов составляет 7439 чел., в т.ч. 953 д‑ра и 4131 канд. наук (2013).

Лит.: Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. Уфа, 2001; Алмаев Р.З. Становление советской системы школьного образования в Республике Башкортостан. Уфа, 2002.

 

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

См. также

Специальное образование

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

См. также

Учебные заведения (до 1917)

Учебные заведения (после 1917)

Яндекс.Метрика