Материалы

ЭЙЯ (эйә — хозяин), в баш. мифологии духи-хозяева объектов материального мира. Представления об Э. относятся к древнейшему пласту анимистич. верований (анимизм). Поверья о разл. Э. сохранились до современности.

Хыу эйяхе (һыу эйәһе), дух-хозяин воды. Предстаёт в образе седоволосого старца в длинном белом одеянии, при ходьбе опирается на волшебный посох. Ежедневно Хыу Э. проверяет свои владения, в вечернее время выходит на берег, может утащить под воду человека. Иногда предупреждает об опасности. Непочтительное отношение к нему (загрязнение воды и др.) приводит к несчастьям. При первом посещении источника воды, напр., невестой во время свадебных обрядов, существовал обычай делать ему подношение. Считалось, что гнев Хыу Э. является причиной наводнения. В его власти находится и дождь. Предполож., сбрасывание людей в воду во время молений о дожде — имитация существовавшего ритуала жертвоприношения Хыу э. Духи водной стихии наделялись пристрастием к лошадям (считались порождением воды), катались на них по ночам, заплетали им гриву. Среди духов водной стихии существуют и образы Матери Воды, женщины с длинными волосами (Һыу инәһе), и Водяной Девушки (Һыу ҡыҙы, Һыубикә, Һыуһылыу). По поверьям, водяная красавица в полночь или перед рассветом выходит на берег реки или озера в одежде из блестящей чешуи и расчёсывает золотым гребнем свои золотистые волосы. Представления о ней отражены в эпосах “Акбузат”, “Заятуляк менэн Хыухылу”.

Тау эйяхе (тау эйәһе), дух-хозяин горы. Является людям в облике старика, иногда принимает зооморфные черты. На горе запрещается шуметь, ругаться, ломать без надобности деревья, чтобы не вызывать у Тау Э. гнев, к‑рый выражается ураганом. Существует обычай оставлять в дар Тау Э. монеты на камнях, привязывать разноцветные лоскутки, бусы на деревья, растущие по склонам гор.

Таш кыуыш эйяхе (таш ҡыуыш эйәһе, мәмерйә эйәһе), дух-хозяин пещеры. Обычно незрим, но, оказавшись вблизи пещеры, можно услышать его голос. Людям представляется в облике птицы, лисы, змеи и др., избранным — всадника на Акбузате.

Йорт эйяхе (йорт эйәһе, өй эйәһе), дух-хозяин дома, двора и домашнего хозяйства. Редко показывается человеку. Предстаёт в виде седовласого старца, может перевоплощаться в разл. ж-ных (телёнка, собаку, змею). Являясь к человеку в облике соседа, родственника, умерших отца или деда, предвещает добро или несчастье. Йорт Э. относится к духам-покровителям, чья благосклонность оберегает человека и его семью от несчастий, болезней, злых духов, порчи и т.д. В старину у Йорт Э. просили помощи, когда у женщины затягивались роды. Предполагаемые места обитания Йорт Э. — печь, подпол, потолок, углы дома, порог, конюшня, сеновал. Человек должен поддерживать в доме уют и спокойствие, выражать своё уважит. отношение к Йорт Э. посредством умилостивит. обрядов, иначе дух может уйти и обитатели дома лишатся кот (ҡот) — жизненного благополучия, счастья, удачи в делах, достатка. При переезде в новый дом совершали специальный обряд переселения Йорт Э. (хужалар саҡырыу).

Кэртэ эйяхе (кәртә эйәһе, һарай, аҙбар эйәһе), хозяин скотного двора. Считалось, что Кэртэ Э. обитает на сеновале, в конюшне и т.д. Представляется в образе старика с накинутой на плечи овечьей шкурой. По поверьям, его появление обычно служит добрым предзнаменованием. Кэртэ Э. предупреждает хозяев о появлении приплода у скота, проникновении во двор воров, возникновении пожара и др. Во избежание его гнева запрещалось бить ж-ных, считалось, что это грозит ударившему параличом конечностей, а также продавать старых ж‑ных — Кэртэ Э. мог в отместку истребить весь скот. В поверьях в качестве покровителя скота также выступают Э. скота (мал эйәһе), Э. лошади (ат эйәһе).

Мунса эйяхе (мунса эйәһе), дух-хозяин бани. Является в виде небольшого пламени, облачка или сгустка дыма, к‑рые появляются из потухшей печи и, стелясь по полу, выскальзывают из бани. Любит проказничать: дёргает за ноги моющегося человека, цепляется за веник и др. Наделение подобными свойствами превратило Мунса Э. в злого духа, а баня стала восприниматься как пристанище нечистой силы (запрещается мыться после полуночи и др.).

Представления о духах-хозяевах присутствуют в мифологиях мн. народов мира.

Лит.: Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005; Руденко С.И. Башкиры: ист.-этногр. очерки. Уфа, 2006; Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. Уфа, 2010.

М.Н.Сулейманова

Персонажи башкирской мифологии

АНИМИЗМ

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

 

Яндекс.Метрика