Материалы

НУРЕЕВ (Нуриев) Рудольф Хамитович (17.3.1938, ст.Раздольное Дальневосточного края — 6.1.1993, Париж), артист балета, балетмейстер. Артистич. карьеру начинал в Уфе: с 1948 занимался в балетных кружках при Доме учителя (педагог А.И.Удальцова), Доме пионеров (педагог Е.К.Войтович), в 1953—55 в студии при БГТОиБ (педагоги З.Н.Бахтиярова, В.Х.Пяри), одновр. работал артистом балета там же. После окончания Ленингр. хореогр. уч‑ща им. А.Я.Вагановой (1958; педагог А.И.Пушкин) солист Ленингр. т‑ра оперы и балета им. С.М.Кирова. В 1961 во время гастролей остался во Франции: работал в труппе маркиза де Куэваса в Париже, с 1962 — солист Королевского балета Великобритании, одновр. выступал в разл. труппах в репертуарных балетах и спектаклях, созданных специально для него. С 1970 балетмейстер и исполнитель в 33 труппах разных стран мира, в 1983—89 худ. дир. балетной труппы т‑ра “Гранд-Опера” (Париж). С 1991 выступал как дирижёр симф. оркестров.

Выдающийся танцовщик, исполнит. иск‑во к‑рого отличалось виртуозной техникой, экспрессией, изысканной пластикой, музыкальностью и артистизмом. Первым стал сочетать в своём тв‑ве традиции балетного иск‑ва 19 и 20 вв., овладел специфич. особенностями разных школ классич. танца, а также методикой разл. направлений свободного танца. Впервые вышел на проф. сцену в Театре оперы и балета в опере “Иван Сусанин” М.И.Глинки, танцевал в балете “Журавлиная песнь”. Осн. партии в Ленингр. т‑ре: Альберт (“Жизель” А.Адана), Базиль (“Дон Кихот”), Солор (“Баядерка”; оба — Л.Ф.Минкуса), Дезире, Голубая птица (“Спящая красавица”), Зигфрид (“Лебединое озеро”; оба — П.И.Чайковского), Фрондосо (“Лауренсия” А.А.Крейна). Танцевал в балетах Ф.Аштона — “Маргарита и Арман” на муз. Ф.Листа (1963); Р.Пети — “Потерянный рай” М.Констана (1967), “Экстазы” А.Н.Скрябина (1968), “Пелеас и Мелисанда” А.Шенберга (1969); М.Бежара — “Песни странствующего подмастерья” Г.Малера (1971); Дж.Баланчина — “Мещанин во дворянстве” Р.Штрауса (1979); в постановках Н.де Валуа, М.Грэхем, Р.ван Данцига, Б.Кульберга, Х.Лимона, Х.ван Манена, В.М.Панова, Дж.Роббинса, П.Тейлора, Г.Тетли и др. Выступал с Н.М.Дудинской, И.Б.Зубковской, И.А.Колпаковой, Н.А.Кургапкиной, Н.Р.Макаровой, О.Н.Моисеевой, М.Мэйсон, А.Е.Осипенко, А.И.Сизовой, М.Фонтейн, А.Я.Шелест, И.Шовире и др.

Тв‑во Н.-балетмейстера отмечено приверженностью к классич. танцу. Создал новые редакции балетов “Раймонда” А.К.Глазунова (1964), “Буря” на муз. Чайковского (1982; оба — Королевский балет Великобритании), “Лебединое озеро” Чайковского (1964), “Дон Кихот” Минкуса (1966; оба — Вена), “Спящая красавица” (1966; г.Милан, Италия) и “Щелкунчик” (1967, Стокгольм; 1980, Зап. Берлин) Чайковского, “Манфред” на муз. Чайковского (1979) и “Баядерка” Mинкуса (1992; оба — “Гранд-Опера”). Участник Декады башкирской литературы и искусства в Москве (1955). Снялся в фильмах-балетах “Лебединое озеро” (1964), “Ромео и Джульетта”, “Юноша и смерть” (оба — 1966), “Щелкунчик” (1971), “Дон Кихот” (1972); док. ф. “Я — танцовщик” (1972), худ. ф. “Валентино” (1977) и др. Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Вена, 1959). Кавалер орд. Поч. легиона и Командорского ордена иск‑ва и лит‑ры (оба — Франция, 1992). Поч. гражданин Австрии (1983). Имя Н. присвоено классу в С.-Петерб. академии рус. балета, Баш. хореогр. уч‑щу (см. Хореографическое училище им. Р.Нуреева). С 1993 в Уфе ежегодно проводится Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева. В БГТОиБ в 2008 создан музей Н. На зданиях БГТОиБ и Баш. хореогр. уч‑ща в честь Н. установлены мемор. доски.

Лит.: Стюарт О. Рудольф Нуриев. Вечное движение. Смоленск, 1999; Рудольф Нуреев. Автобиография. М., 2000.

Р.Н.Хабирова


ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Р.НУРЕЕВА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА им. Р.НУРЕЕВА

 

Яндекс.Метрика