Внимание
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_1.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_2.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_3.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_1.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_2.jpg'
  • Отсутствие права доступа - Файл 'http:/fb.bashenc.ru/N/NAROD_TANES_3.jpg'

Материалы

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, древнейший вид нар. иск‑ва. У башкир Н.т. складывался и развивался под влиянием ист. и соц. условий жизни народа. В нём нашли отражение особенности труд. деят‑сти, разл. обряды и верования, образное восприятие окружающей природы, повадок зверей, птиц, ж‑ных. Н.т. — неотъемлемая часть нар. праздников, неразрывно связан с др. видами иск‑ва, гл. обр. с музыкой. К самым древним относятся охотничьи танцы и танцы, связанные с культом природы и ж‑ных (см. Волка культ, Коня культ, Медведя культ, Оленя культ, Птиц культ). Упоминания о Н.т. содержатся в эпосах, легендах, преданиях. Шаманские и эпич. танцы описал И.И.Лепёхин, танцы-подражания животным — П.С.Паллас, птицам — С.Г.Рыбаков, жен. обрядовые хороводы — С.И.Руденко.

По тематике Н.т. делятся на обрядовые и игровые. В обрядовых танцах, к‑рые исполнялись преим. женщинами, сохранились отголоски верований доисламских: анимизма, магии, тотемизма, шаманизма. К ним относятся хороводные (“Түңәрәк уйыны” — “Танец по кругу”, “Өс таған” — “Треножник”, “Өс бүкән” — “Три пня”, “Шайтан уйыны” — “Танец шайтана”, “Аҡҡош” — “Лебедь” и др.), свадебные (“Ҡыҙҙар бейеүе” — “Танец девушек”, “Киленсәк” — “Невестушка”, “Һыу юлы” — “Дорога к воде”) и др. Игровые танцы в осн. посвящены теме труда и быта: “Һунарсы” — “Охотник”, “Көтөүсе” — “Пастух”, “Иләү” — “Прядение”, к ним же относятся разл. заимств. танцы “Тәрпәкә” — “Трепак”, “Казачий”, “Краковяк”, “Сербиянка” и др. Н.т. свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторности: бесшумные, лёгкие, плавные движения в первой ч. фигуры чередуются с динамичными, резкими во второй. Плавный переменный ход выполняет роль своеобразного пластич. рефрена: нередко фигура начинается с переменного хода и завершается игровым или подражат. движением. Движения ног отличаются разнообразием как в жен., так и муж. танцах; в осн. это ходы и дроби: простой ход, боковой — с ударом внутр. стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка на всю ступню, ход “накрест”, “скользящие” ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками и др. Дробные движения подразделяются на простые и сложные. Они возникли из подражания движениям коня (“ат сабыу” — “скачки”, “юрға йөрөшө” — “иноходь”, “ат саптырыу” — “галоп”, “ат йүгереүе” — “бег коня”, “үрәпсеү” — “вздыбиться” и др.).

Наиб. развитыми формами в баш. хореографии обладают сольные танцы с их яркой изобразительностью. Широко были распространены дуэтные танцы-соревнования, в к‑рых исполнители нарочито соперничали друг с другом, находясь лицом к лицу (“Ҡара-ҡаршы”, “Ҡаршы бейеү”, “Ҡапма-ҡаршы”), танцы-трио (“Өс мөйөш” — “Три угла”), танцы малого состава (“Дүртле” — “Четвёра”, “Дүрт мөйөш” — “Четыре угла”), коллективные танцы “Түңәрәк уйыны”, “Үткес” (проходить через что‑то), “Үткәрмеш” (пропускать через что‑то).

Муж. танцы, осн. на разнообразных изобр. движениях (стрельба из лука, удары плетью или кнутом, езда на коне, выслеживание добычи, трепет кистей рук — подражание крыльям ловчих птиц и др.), воплощали образ охотника, воина, ловкого наездника, храброго джигита (см. “Баик”, “Перовский”). Движения в жен. танцах связаны с подражанием разл. труд. процессам: тереблению шерсти, прядению, сбиванию масла, вышиванию и др. Жен. танец украшали щелчки пальцами рук, игра плечами, колыхания рук из стороны в сторону и т.н. “трельные” движения, изображающие полёт бабочек, птиц, трепет листьев на деревьях. Бол‑во массовых танцев основаны на круговых мизансценах, с вращением солистов в центре круга; бытовали также танцы линейной формы.

Н.т. исполнялись под аккомпанемент думбыры, дунгура, кубыза, курая (иногда сопровождались такмаком), в кон. 19 — нач. 20 вв. — гармони, мандолины, скрипки. Нередко жен. танцы исполнялись под выбивание ритма плясовых мелодий, где ударными муз. инструментами являлись дер. настилы, плоские камни, куски железа, ведро и подносы. Дополнит. звуковой эффект создавал звон серебряных монет и подвесок на браслетах, накосниках, нагрудниках и одежде (см. Костюм башкирский).

Впервые на сцене бытовые танцы башкир были представлены артистами театр. труппы “Ширкэт” В.Муртазиным-Иманским, Б.А.Юсуповой и др. В 1927 образцы Н.т. демонстрировались Т.Рашитовой в Москве в программах Науч.-худ. об‑ва “Этномир".

Первые иссл. Н.т. (“Башкирские танцы”, 1958) принадлежат Ф.А.Гаскарову, к‑рый, сохранив своеобразие баш. танцев, обработал и возродил их на проф. сцене. Его постановки составили основу репертуара Баш. гос. ансамбля нар. танца (см. Ансамбль народного танца им. Ф.Гаскарова). Изучению традиц. хореографии башкир посвящены науч. тр. Л.И.Нагаевой, к‑рая, опираясь на материалы эксп., восстановила исчезающие Н.т. Они были показаны и высоко оценены на междунар. фестивалях и конференциях (Таллин, 1982; Новгород, 1986; Москва, 1978, 1980, 1988; Алма-Ата, Австрия; оба — 1989).

Среди изв. исполнителей Н.т. Я.А.Вахитов, Ф.Г.Габитов, К.М. Дияров, М.Р.Идрисов, М.Ишмурзина, С.Ф.Мухаярова, Ф.С.Сатлыков, К.А.Утарбаева. Популярность Н.т. способствовала возникновению нар. ансамблей танца: “Дуслык”, “Иремель”, “Ирендык”, “Йэшлек”, “Кубаир”, “Ляйсан”, “Мирас” и др.

Лит.: Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981.

 

Башкирские народные танцы

Артисты балета, балетмейстеры, танцовщики, хореографы

АНСАМБЛИ ТАНЦА

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ТАНЕЦ, вид искусства

Яндекс.Метрика