Материалы

ОРНАМЕНТИКА, мелодич. обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. В О. входят мелизмы, тираты, пассажи, колоратуры, глосы, фиоритуры, фигурации. Различают О. полностью выписанную нотами, обозначенную особыми знаками, не обозначенную в нотах и импровизирующуюся исполнителем.

В баш. народной музыке О. — вок. и инстр. импровизация, являющаяся важной частью фактурной орг‑ции нац. мелоса. Баш. О. иногда сравнима с итал. фиоритурами (виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вок. партии) и тиратами (украшение в виде гаммообразного мелодич. хода) или исп. глосами (ритмически точные и мелодически варьируемые украшения), но в отличие от их абстрактной виртуозности несёт в своей основе определённое содержание и характеризуется большей свободой, обусловленной мастерством исполнителя, возможностями инструмента и регион. традициями исполнительства.

Баш. О. неразрывно связана с монодийной традицией сольной и ансамблевой гетерофонии, где мелодия благодаря украшающим элементам нередко получает вариац. развитие (см. Вариации). Наиб. ярко О. иллюстрируется в нац. инстр. музыке и, в частности, игре на курае. Нек‑рые специфич. украшающие элементы, выработанные мн. поколениями кураистов, поддаются нотации. Однако общепринятая нотация даёт условное представление о звучании произв. и не отражает всех его нюансов (см. пример 1). Применяются след. виды мелизмов: форшлаги из одного или неск. звуков, характерной особенностью исполнения к‑рых является агогика (отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотах соотношений; см. “Буранбай”, “Зюльхизя”, “Сибай”, “Урал” и др.); фермата — продление звука или паузы; артикуляц.-штриховая дифференциация проявляется в наигрышах быстрого и умеренного темпа для выделения кульминац. и опорных точек (контрастная артикуляция усиливается О. с произвольным ритмич. делением длительности нот от триолей до септолей; см. “Гульназира”, “Баик”). Виды нац. О.: узляу и обертональная трансформация (применялись кураистами А.М.Аиткуловым, Дильмухаметовыми, Ю.М.Исянбаевым, Г.З.Сулеймановым, Р.Р.Рахимовым и др.; не подлежат описанию); смысловые звукоподражат. образы (крик журавлей, см. пример 2; перезвон сулпы, см. пример 3; топот копыт, см. пример 4). Композиторы, педагоги и исполнители академ. направления упрощают и стандартизируют свободную импровизац. О. общепринятой нотацией, для разграничения украшений от осн. мелодии иногда используют шрифт разного размера.

Лит.: Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии: фольклорные исследования. Уфа, 2001; его же. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологические исследования. Уфа, 2006.

Р.Г.Рахимов

Инструментальный вариант башкирской народной песни “Буранбай” (фрагмент)

нструментальный вариант башкирской народной песни “Звенящий журавль” (фрагмент)

Башкирский народный наигрыш (фрагмент)

Звукоподражательный наигрыш на кубызе (фрагмент)

 

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

Башкирские народные песни

 

Яндекс.Метрика