Материалы

ОРАТОРИЯ (от лат. оrо — говорю, молю), муз. произв. для хора, певцов-солистов и симф. оркестра, имеющее драм. сюжет. Близка по структуре к опере и кантате (состоит из вок. ансамблей, арий, речитативов, хоровых и оркестровых номеров), отличается от кантаты более крупным размером, развёрнутым сюжетом, эпико-драм. характером, от оперы — преобладанием повествоват. элемента над драм. развитием.

Одной из первых баш. О. является О. В.П.Стародубровского “О Башкирии песнь моя” (1964) для тенора, хора и оркестра на стихи М.Карима. Духом гражданственности и патриотизма проникнуты “Родословная” (1973) Р.М.Хасанована стихи Г.Г.Шафикова, “Я твой сын, Комсомол!” (1978) Р.Х.Газизована стихи В.М.Татаринова для чтеца, солистов, хора и симф. оркестра, “Революция продолжается” (1987) С.А.Низаметдинова на стихи баш. поэтов, “Утро республики” (1989) А.К.Кукубаева на стихи Г.Саляма. Великой Отечественной войне посвящены О. для солистов, хора и симф. оркестра “Беҙ — еңеүселәр” (1985; “Мы — победители”) З.Г.Исмагилована стихи А.Игебаева, “Батырҙар ораны” (1989; “Клич батыров”) М.Х.Ахметова на стихи К.Аралбая.

Филос. темы бытия, любви к родине раскрываются в О.-симфонии “Салауат тураһында йырҙар” (1973; “Песни о Салавате”) и О. “Халыҡ тормошо күренештәре” (1978; “Сцены из народной жизни”; обе — слова нар.) Д.Д.Хасаншина, “В дороге — ноги... В песне — думы...” (1974) Газизова на стихи М.Карима в пер. Е.М.Николаевской для хора и симф. оркестра, “Мәңгелек мәл” (1997; “Вечное мгновение”) Г.С.Давлетбердина по поэме Б.Бикбая для солистов, чтеца, смешанного хора и симф. оркестра, “Немеркнущий стих” (1980) Л.З.Исмагиловой на рубаи О.Хайяма для смешанного хора и камерно-инстр. ансамбля.

Ш.М.Бикмухаметов


Музыкальные сочинения

Яндекс.Метрика