Материалы

ОПЕРА (итал. оpera), вид муз.-театр. иск‑ва; муз.-драм. произведение, осн. на синтезе слова, музыки и сценич. действия. Иногда О. включает балетные сцены, диалог. Лит. основа О. — либретто.

Первым баш. О. предшествовали музыкальные комедии и спектакли трупп “Нур”, “Сайяр”, “Ширкэт” 10—20‑х гг. 20 в., к‑рые включали фольк.-этногр. картины, осн. на обрядах, легендах, нар. песни (см. “Галиябану”). Важную роль в становлении баш. оперного иск‑ва сыграли О. “Сания” (1925, либр. Ф.Амирхана) и “Рабочий” (1930, либр. М.Гафури; обе — на тат. яз.) Г.С.Альмухаметова, С.Габяшии В.И.Виноградова, явившиеся первым опытом по созданию нац. опер в Башкортостане и Татарстане.

Как самостоят. жанр О. формируется в 40‑е гг. 20 в. Развитие драматургии и театра способствовало формированию нац. репертуара. Мн. О., поставленные на сцене Баш. театра оперы и балета, были созданы на основе одноим. драм. спектаклей. Премьера первой баш. О. “Һаҡмар” (1939, “Хакмар”; либр. С.М.Мифтахова, новая ред. под назв. “Айһылыу” — “Айхылу” написана в 1943 совм. с Н.И.Пейко) М.М.Валеева состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Б.Н.Валеева, Х.Л.Галимов, З.З.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, Г.С.Хабибуллин, М.Х.Хисматуллин и др. В О. наряду с фольк. материалом широко используется мелодич. стиль массовой песни 30‑х гг., сцены нар. жизни сопровождаются хоровыми номерами. В годы Великой Отечественной войны в создании баш. О. участвовали эвакуир. в Уфу музыканты и композиторы Москвы, Ленинграда, Киева, Минска: героич. история баш. народа, созвучная патриотич. духу сов. людей в воен. годы, разворачивается в О. “Ҡарлуғас” (1941, “Карлугас”; либр. Б.Бикбая) Н.К.Чемберджи, “Ватан өсөн” (1941–43, “За Родину”; либр. С.Кудаша) Ф.Е.Козицкого и Х.К.Ибрагимова. О. “Мәргән” (1940, “Мэргэн”), “Ашҡаҙар” (1941, “Ашкадар”; обе — либр. М.А.Бурангулова) А.А.Эйхенвальда, созданные по мотивам баш. легенд, эпоса, отличаются умелым сочетанием народной музыки и традиций оперной классики. Героич. линию продолжила О. “Азат” (1948, либр. Б.Бикбая) Р.А.Муртазина, посв. событиям Гражданской войны.

Новый этап в развитии баш. О. начинается с сер. 50‑х гг. Задача создания самобытного нац. муз. языка успешно решена в О. “Салават Юлаев”. Поиском новых драматургич. приёмов и средств выразительности отмечена лирико-психол. О. “Шаура”.

С кон. 60‑х гг. баш. композиторы расширяют тематику: атмосферу революции 1917 и Гражд. войны передаёт О. “Дауыл”; о первооткрывателях баш. нефти повествует О. “Замандаштар”; лирич. драма на фоне совр. жизни народа показана в О. “Агидель тулкындары”; присоединению Башкортостана к России посвящена О. “Урал ильселэре”; трагедии двух влюблённых, разворачивающейся на фоне острого соц. конфликта в феодально-родовом обществе, — О. “Нәркәс” (1987, “Нэркэс”; либр. композитора по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова, окончена М.Х.Ахметовым) Х.Ф.Ахметова. Новая жанровая линия в баш. музыке — камерность (см. Камерная музыка) – намечена в О. “Акмулла” и “Ҡара һыуҙар” (1986, “Чёрные воды”; либр. композитора по одноим. поэме М.Карима) С.А.Низаметдинова.

Совр. баш. О. отличают взаимопроникновение жанров, стилистич. синтез: “В ночь лунного затмения”, “Memento” (1999, либр. Р.М.Галеева и Р.З.Хантимирова), “Звезда любви” (2000, либр. Ф.М.Булякова) Низаметдинова, “Кахым-туря”. Дет. О. созданы Р.Х.Газизовым (“Марстың осоуы” — “Полёт Марса”, 1985; либр. С.Алибая), А.Х.Габдрахмановым (“Серая шейка”, 1987; либр. Г.А.Зайцева по одноим. сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка), Н.А.Даутовым (“Тараканище”, 1989; по сказке К.И.Чуковского) и др.

Лит.: Давыдова Э.М. Башкирская опера //Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.

Э.М.Давыдова

 

Виды искусства

Оперные постановки

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА Башкирский

 

Яндекс.Метрика