Материалы

НАРОДНАЯ МУЗЫКА, музыкальный фольклор, вок. и инстр. тв‑во народа. Традиционно существует в устной форме. У башкир возникновение Н.м. было связано с древними тотемистич. воззрениями (см. “Сынграу торна”), традиц. праздниками годового цикла (см. Каргатуй, Кякук сяйе), охотничьей и воен. деят‑стью, обрядами, мифологией и эпосом. По происхождению баш. Н.м. в значит. степени является продуктом индивид. тв‑ва кураистов, йырау, сэсэнов и др. нар. исполнителей (см. Народные певцы и музыканты). К вок. Н.м. относятся узун-кюй (“Бииш”, “Зульхабира”, “Таштугай”, “Урал”), халмак-кюй (“Абдулла-ахун”, “Бугэс маршы”), кыска-кюй (“Ирендык”, “Любизар”), такмаки (“Гульназира”, “Карабай”), кубаиры (“Сукан-батыр”), баиты (“Рус-герман хугышы баиты”, “Француз яуы баиты”), мунажаты (“Йома мөнәжәте” — “Мунажат в честь пятницы”, “Бәхилләшеү” — “Прощание с жизнью”, “Ҡартлыҡ мөнәжәте” — “Мунажат о старости”), напевы в обрядах вызывания дождя и солнца, заговорах, заклинаниях (кот койоу), сенляу и благопожеланиях (теләк), песенные вставки в эпосах “Акхак-кола”, “Заятуляк менэн Хыухылу”, “Кара-юрга”, “Кунгыр-буга”, сказаниях, сказках, книжные напевы в произв. “Мухамадия", “Юсуф и Зулейха" и др., а также звукоподражат. попевки, деревенские, рекрутские и зимогорские песни. В соотв. с возрастными группами различают дет. (игровые, колыбельные, песни-потешки, прибаутки, скороговорки) и молодёжные (хороводно-игровые) песни. К инстр. Н.м. относятся инстр. версии вок. музыки, наигрыши (“Ак яурын сал беркут”, “Турат сагылы”, “Яйауле Махмут”), марши (“Акмечеть”, “Ҡаҙанды алған марш” — “Марш о взятии Казани", “Манеж", “Наполеон Бонапарт", “Перовский”, “Развод”), мелодии обрядовых (“Килен бейеүе" — “Танец невестки”), лирич. (“Зарифа", “Муглифа") и др. танцев. Особенностями Н.м. являются органич. связь с преданиями и легендами, преобладание традиции сольного пения и музицирования, импровизационность, разнохарактерность мелодий: от коротких, формульных, сопровождающих лечебные, земледельческие обряды, родинные обряды и др., до насыщенных орнаментикой и редких по красоте и богатству интонаций в узун-кюй (“Буранбай”, “Зюльхизя”, “Камалек”); разл. ладовые системы, среди к‑рых осн. место занимает пентатоника (см. “Алты егет”, “Бала карга”, “Сук муйыл”); свободная, нерегулярная ритмика (“Бутис-палкауник”, “Ильяс”, “Кахым-туря”); разл. виды многоголосия — гетерофония (в сенляу) и бурдон (басовый фон в узляу и курайных наигрышах); периодич. и строфич. формы напева. Инстр. мелодии отличаются от песенных более яркими, контрастными сопоставлениями (октавное дублирование мелодии, фраз, скачки на большие интервалы). Нар. песни обычно исполняются в сопровождении курая, гармони, думбыры, дунгура, скрипки, мандолины и др. инструментов (см. Народные музыкальные инструменты). Межнац. связями обусловлены аналогии баш. Н.м. с музыкой др. народов (алтайцев, казахов, татар и др.) и заимствования рус., укр. мелодий (“Казачок", “Барыня", “Чижик", “Гопак" и др.).

Лит.: Башкирские народные протяжные песни /сост. Л.К.Сальманова. Уфа, 2007; Галина Г.С. Башкирская народная музыка. Уфа, 2013.

Л.К.Сальманова

Башкирские наигрыши

Башкирские народные песни

Жанры башкирской народной вокальной музыки

Музыкальные направления

См. также

“БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И НАИГРЫШИ", сборник

“МУЗЫКА И ПЕСНИ УРАЛЬСКИХ МУСУЛЬМАН С ОЧЕРКОМ ИХ БЫТА”, сборник

НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ

НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ФОЛЬКЛОР

ПЕСНЯ

ПЕНТАТОНИКА

 

 

Яндекс.Метрика